Общественные объединения «Тухум терек тамурлар» и «Атакумук» в начале осени 2022 г. посетили Эндирей в Хасавюртовском районе Кумыкии.
Рассматриваемое поселение и его земли имеют насыщенное прошлое:
Венендер – хазарский мегаполис, в поселениях которого в VIII в. проживало 250 тысяч человек;
Чумлу – город руководителя Эндиреевского княжества Солтан-Махмуда Тарковского в XVI в.;
Эндери – по воспоминаниям турецкого путешественника Эвлии Челеби (XVII в.), Эндирей был одним из главных городов кумыкского государства Шаухальства Тарковского. Наименование появилось после переселения сюда Айдемира Тарковского в XVII в. (однако историки утверждают, что ещё хазары называли этот город Индар (Индери), что по вокализации гармонизирует с вошедшим в литературу наименованием – Вабандар. Вероятно, имя города в виде Эндери существовало параллельно на Сулаке и Акташе задолго до того, как Тарковский Солтан-Махмуд с сыновьями переселился с города на берегу первой вышеназванной реки в место ближе ко второй реке, после чего Эндирей стали обозначать не на Сулаке, а на Акташе).
Рассматриваемый населённый пункт представляет большой интерес в плане тюркской археологии (городище и поселения), старой архитектуры (джума мечеть начала XVIII в. и иные строения), местных зияратов (Идрис-Эфенди, другие) и окружающей природы (ключевая орнитологическая территория, растительный мир).
Наш обход достопримечательностей начался с осмотра арки, установленной на въезде в селение, и реконструкции башни позапрошлого века. Последний из указанных объектов был создан летом этого года и является одним из многих следствий огромного труда в области исторического просвещения, проводимого эндиреевцами (написание книг, проведение мероприятий, музейная работа). Стоит сказать и про увековечивание сельчанами исторических личностей, так, можно выделить зиярат Хамис, героическая история которой перекликается с событиями, связанными с именами Пир-Зазай из Аркаса и Пир-Зазы из Эрпели. Местность возле зиярата Хамис интересна тем, что представляет собой территорию старинного кладбища.
Другие из множества известных захоронений находятся на одном их сравнительно поздних кладбищ. В частности, здесь имеются зияраты кумыкских шейхов Идрис-Эфенди Красноречивого, Исакав-Хаджи, Али-Гаджи, Алхамат-Кади и других известных личностей. Внутри названного кладбища расположено кладбище князей, где с начала позапрошлого века производились захоронения представители родов Айдемировых, Казаналиповых, Темировых, Хамзаевых; среди них был и Ирази-бий – заступник бедных и ущемлённых.
Память о деятелях позднейших периодов зафиксирована в мемориальных досках, про некоторые из которых мы говорили в репортажах о предыдущих походах по Эндирею. В этот раз нами были посещены мемориальные доски Сатиаджиева Х., Асакаева А., Алиханова А., Бийболатова Х., Идикова Б.
Одним из самых известных здешних памятников является Эндиреевское городище. Как пишет археолог Магомедов М. Г., «оно имеет неправильные, обусловленные рельефом очертания протяженностью около 1,5 км и шириной до 450 м. С напольной стороны городище укреплено мощной системой валов и рвов, рельефно сохранившиеся остатки которых воссоздают сложную топографию памятника, состоявшего из нескольких частей. Основная часть, или сам город, размерами 500x450 м укреплена валами, достигающими 8-10 м высоты, и глубокими рвами. На надречной стороне городища рельефно выделяется вытянутая с севера на юг небольшая территория цитадели (150х60 м), ограниченная поперечными оврагами. От самого городища она отделена массивным валом и двумя рвами. К северу от городища простирается обширный посад, большая часть которого уничтожена рекой. С напольной стороны он также защищен системой валов и рвов, являющихся продолжением городских. Изолированный от основной части городища, посад связан с ним общей планировкой и единой системой оборонительных сооружений… На наиболее сохранившихся участках городища толщина напластований достигает 8-10 стратиграфических прослоек (3,5 м), расчлененных полосами прокаленной земли. Обширные керамические материалы из всех слоев свидетельствуют о генетической связи между керамическими комплексами на всех этапах бытования городища. Целый производственный комплекс гончарных обжигательных печей, исследованных в древнем овраге с южной стороны городища, свидетельствует, что яркая и разнообразная керамика, представленная на городище, производилась на месте. Время бытования комплекса укладывается в рамки с II-III по VIII - начало IX в.».
Своеобразные комплексы керамики связаны с тремя периодами функционирования городища, условно обозначенными как «сарматский» (II–III вв.), «гуннский» (IV–VI вв.) и «хазарский» (VII–VIII вв.). Выделенные типы керамики городища стали эталонными для всех памятников Дагестана этого периода. Надо сказать, что ещё в советский период над поверхностью земли имелись остатки строений, а возле них учёными были найдены сабли, щиты, копья, наконечники стрел, украшения и десятки килограмм золота.
Помимо самого городища, рвов и валов бывших крепостных стен мы увидели курганы, расположенные вокруг. Коллега Сайпутдинов Ю. показал нам место, где располагалась хазарская крепость, а также рассказал том, что въезд в город, ею охраняемый, осуществлялся через два широких прохода, закрывавшихся воротами, кроме того, здесь есть и пещера, через которую можно было выйти к реке. Охранительную функцию города выполняли его сигнальные башни и сторожевые посты.
Памятным местом является также расположенное рядом Темир олтурган - правитель Турана Тамерлан появлялся на Северном Кавказе в 1395-1396 гг. и здесь, возле стен хазарского мегаполиса Вабандара (в переводе с тюркского - Десять родов), для него подчинёнными была выровнена местность и построена крепость из тяжёлых пиленых камней, подведена аробная дорога; внутри, за стенами крепости, располагался дворец Тимура. Помимо современной жилой зоны села с Темир олтурган видно и место не берегу Акташа, где располагался дом Койчу-шейха – одного из местных религиозных деятелей, в честь которого был сооружён пир по ту сторону Акташа.
Также Ю. Сайпутдинов ознакомил нас со старыми дорогами Эндирея и сообщил о воспоминаниях Дюма, гостившего здесь несколько дней (для примера можно сказать о том, что французский писатель упомянул о знаменитых эндиреевских оружейниках, продукция которых, как известно, пользовалась большим спросом и за пределами Кумыкии), а также об интересных фактах прошлого.
Добавим, что коллега Сайпутдинов является автором книг на родном языке о Ташав-Хаджи и Идрис-Эфенди Эндиреевских, которые, на наш взгляд, должны быть переведены в электронный формат и размещены на сайте «Китапхана.Ру».
Выводы по итогам мероприятия:
- как заявил другой наш коллега Гусейнов М., не все курганы в Эндирее являются исследованными и поставленными на учёт в качестве объектов культурного наследия. Мы считаем, уполномоченные структуры должны провести соответствующие работы;
- в этом году исполняется 300 лет Эндирейской и Утамышской битвам, а также 145 лет восстанию 1877 г. Эти выступления были продиктованы необходимостью борьбы с царизмом, политика которого в 1722-1726 и 1817-1877 гг. привела к тому, что в обоих случаях уничтожались десятки кумыкских сёл, огромны были демографические потери. Дискриминационная политика царского самодержавия проявилась и в период 1877-1917 гг., когда в результате активной колонизации благодатного Терско-Сулакского междуречья за счёт населения из центральных и западных территорий Российской империи доля вышеназванных лиц превысила четверть населения Кумыкского округа, а после начала столыпинской реформы переселение постепенно началось и на земли кумыков в Дагестанской области. Процесс был остановлен лишь в результате крушения монархии и государственного переворота октября 1917 г. Полагаем, что в Кумыкии и вообще в Дагестане в этом году будут актуальны мероприятия в память о жертвах царизма.
Благодарим за участие в мероприятии краеведов Гусейнова Махмуда и Сайпутдинова Юсупа.
ДРОО «Тухум терек тамурлар»
Краеведение
Краеведческие походы в 2016 году:
- БУЙНАКСКИЙ РАЙОН – ЗОНА ТЮРКСКОГО ЭТНОТУРИЗМА
Краеведческие походы 2017 году:
- СЛЕД ЦАРИЗМА В ВЕРХНЕМ ИШАРТЫ
- Карабудахкенский район: круги на траве и тюркские поселения
- ДРЕВНОСТИ КАРАБУДАХКЕНТА
- НА РОДИНЕ КАЙЫ
- ГЕЛЬБАХ И ЗИЯРАТ СОЛТАН-МАХМУДА
- Тюркские петроглифы Ташбаша и Къызыл-Яра
Краеведческие походы в 2018 году:
- ТАРГУ И ТАМГА ШАУХАЛОВ
- КАЗАНЫШ: МЕЖДУ СКИФИЕЙ И БИРМОЙ
- ХАРКАС: ГОРОДИЩА И ЗИЯРАТЫ
- Герменчикская крепость, тюркские тамги и Люксембург
- Буглен: по местам открытий
Краеведческие походы в 2019 году:
- БОЙНАК И ИНЧХЕ
- ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В БОЛЬШОМ КАЗАНЫШЕ
- В ЭРПЕЛИНСКОМ КНЯЖЕСТВЕ
- КАЯКЕНТ – БАШЛЫ – ЯНГИКЕНТ
- АЛЯКАЙ-АВУЛ И МОГИЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ
Краеведческие походы в 2020 году:
- АНЖИ-КАЛА: НА УЛИЦАХ ТАРКОВСКИХ
- КУМЫКСКИЙ ГОРОД ХАСАВЮРТ
- ТЮРКСКОЕ НАСЛЕДИЕ В ЭНДИРЕЕ
- БАБАЮРТ И КАМБУЛАТ
- АНЖИ-КАЛА: В ГУР-ГУР-АУЛЕ
Краеведческие походы в 2021 году:
- У КУМЫКСКОГО МОРЯ
- ТАШ-ГЕЧИВ: СТАРАЯ АРХИТЕКТУРА И ШЕЙХ БАШИР
- УЙТАШ – КРАЙ КАМЕННЫХ РЕПТИЛИЙ
- ДОРГЕЛИ
- ХАСАВЮРТ: НА ТОТУРБИЕВА
Краеведческие походы в 2022 году:
- В ПРЕДГОРЬЯХ МЕХТУЛЫ
- НОГА-ШАХАР И ЭЛЬДАМА
- ПАМЯТНИКИ У БЕКЕНЕЗА
- ПАРАУЛ: КУРГАН, МЕЧЕТИ, ЭПИГРАФИКА