Найти тему

ПЕРВЫМ ПОКОРИТЕЛЯМ ЭЛЬБРУСА


Грот Дианы, известная достопримечательность Пятигорска расположена в самом центре исторической части города, в котором любил отдыхать Лермонтов.

Это – рукотворная пещерка, сооружённая у самого подножия северного склона горы Горячей архитектором Джузеппе Бернардацци в 1830-м году, задумывалась как памятник покорению Эльбруса, совершённому летом 1829 года экспедицией, руководимой Г. А. Эммануэлем.

Экспедиция на Эльбрус состояла из группы учёных, венгерского путешественника Яноша Бессе, архитектора Джузеппе Бернардацци и кабардинца Килара Хачирова, служившего проводником. Цели перед экспедицией стояли не только научные, но и военные: составление топографических карт с нанесением потайных путей, которыми турки доставляли вооружение кавказским горцам. Бернардацци был приглашён в качестве художника. Тогда ведь ещё не имелось фотоаппаратов у каждого исследователя, и во все научные экспедиции, как правило, брали рисовальщика.

Из всего состава экспедиции на вершину Эльбруса удалось подняться лишь проводнику Килару Хачирову. Именно он и стал первым покорителем Эльбруса в истории человечества. Остальные дошли только на высоту 5300 метров. Хачиров доставил с Восточной вершины фрагмент чёрного базальта с зелёными прожилками (часть камня досталась Российской Академии наук, ещё кусочек – национальному музею Будапешта).

В память о покорении Эльбруса и было возведено это небольшое каменное сооружение, которое, по задумке архитектора, должно было напоминать формой знаменитую гору. Во всех проектах строение называлось «Грот Эльбрус».

На входе поставили пару плит, отлитых из чугуна, с сообщениями о первом успешном подъёме на высочайшую вершину России. Первоначально был замысел воздвигнуть мемориальные плиты на самой горе, но доставить их наверх было проблематично, потому установили в Пятигорске. В начале XX столетия плиты забрал в свою экспозицию Тифлисский музей. Сооружение должна была увенчать двуглавая белоснежная вершина с высеченными именами участников восхождения.

Когда работы уже подходили к концу, и осталось только увенчать строение белоснежной вершиной, генерал Эммануэль внезапно передумывает называть строение в честь Эльбруса и приказывает переименовать в «Грот Дианы». Скорее всего, это была дань веяниям классицизма, в котором огромную роль играла мифология Древней Греции и Древнего Рима.

Д. Федорищев