Найти в Дзене

Иллюзия реальности или концепт-модель психологии реальности

Окружающий мир для нас является реальным. Он наполнен событиями, предметами, явлениями. Все это имеет различный характер - от рукотворного до природного. Мы включены в реальность, существуем в ней и для нас она является естественной и актуальной. Подборка статей по теме 👇 Но так ли это? Попробуем разобраться. Я здесь привык, я здесь как будто в строю, Я вижу все, хоть здесь и мало огней. И на ногах я здесь так твердо стою, А чтоб стоять, я должен держаться корней. Я здесь привык, я здесь не так одинок, Хоть иногда, но здесь я вижу своих. Когда начнет звенеть последний звонок, Я буду здесь, если буду живым. Анатолий Крупнов (Я остаюсь, группа "Черный Обелиск") Иллюзия — это: обман чувств, нечто кажущееся, то есть искажённое восприятие реально существующего. Реальность — объективно явленный мир; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно. Восприятие реальности происходит за счет наличия сознания. Сознание — это состояние психической жизни организма, вы
Оглавление

Окружающий мир для нас является реальным. Он наполнен событиями, предметами, явлениями. Все это имеет различный характер - от рукотворного до природного. Мы включены в реальность, существуем в ней и для нас она является естественной и актуальной.

Подборка статей по теме 👇

Иллюзия реальности | Психология осознанной жизни - Николая А. Гоголева | Дзен

Но так ли это? Попробуем разобраться.

Я здесь привык, я здесь как будто в строю,
Я вижу все, хоть здесь и мало огней.
И на ногах я здесь так твердо стою,
А чтоб стоять, я должен держаться корней.
Я здесь привык, я здесь не так одинок,
Хоть иногда, но здесь я вижу своих.
Когда начнет звенеть последний звонок,
Я буду здесь, если буду живым.
Анатолий Крупнов (Я остаюсь, группа "Черный Обелиск")

Иллюзия — это: обман чувств, нечто кажущееся, то есть искажённое восприятие реально существующего.

Реальность — объективно явленный мир; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно.

Фото Эрика Йоханссона (Erik Johansson) https://www.erikjo.com
Фото Эрика Йоханссона (Erik Johansson) https://www.erikjo.com

Восприятие реальности происходит за счет наличия сознания.

Сознание — это состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего и внутреннего мира. Но мне больше нравиться определение, что сознание - это способность мозга воспроизводить окружающую действительность.

Именно воспроизводить т.к. мы никогда не видим мир реальным в истинном виде!

Не подписались на блог "Психология осознанной жизни - Николая А. Гоголева"? Подписывайтесь новые материалы ждут Вас!

У нас есть минимум четыре уровня ограничений восприятия мира:

👉 Первый уровень - ограничение физической способности наших органов чувств. Они сильно ограничены, например доступный нам спектр цветов или звуковых волн совершенно ничтожен с общим спектром каждого из них. А как насчет магнитных полей или радиации? Грустная шутка про радиацию: "Если Вы читаете эту надпись, то Вы уже умерли".

👉 Второй уровень - ограничение нашей нервной системы по передаче полученного воздействия внешнего мира. Дополнительные индивидуальные ограничения связанные со скоростью передачи информации, уровню чувствительности. Общее физическое состояние организма и, в частности, уровень физической усталости, регулярность сна, эмоциональное состояние имеют сильное влияние. Физические нарушения в работе органов чувств - например, проблемы со зрением.

👉 Третий уровень - афферентный синтез — процесс сопоставления, отбора и синтеза многочисленных и разных по функциональному значению афферентаций, вызванных различными воздействиями на организм, происходящий в центральной нервной системе, на основе которого формируется цель действия.

Мощный фильтр автоматической обработки полученной из вне и изнутри информации. До сознания информация еще не дошла, а обработка совершается. На этом уровне и формируется то, что мы можем увидеть.

В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь. Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое. В одно окно смотрели двое.
Омар Хайям

Фото Эрика Йоханссона (Erik Johansson) https://www.erikjo.com
Фото Эрика Йоханссона (Erik Johansson) https://www.erikjo.com

👉 Четвертый уровень - это непосредственно сознание и мышление. Это так же и уровень эмоциональных реакций. Cogito, ergo sum [a] - философское утверждение, сделанное на латыни Рене Декартом и обычно переводимое на английский язык как "Я мыслю, следовательно, я существую". Уровень нашего существования, и он находиться у нас в голове, то есть внутри нас, а не вовне как мы это воспринимаем.

В результате всех действий нервной системы формирование реальности происходит непосредственно в головном мозге. То есть воспринимаемая нами картина внешнего мира есть воспринятая информация и обработанная целым рядом психофизиологических процессов, имеющих ограничения по восприятию, передачи, обработке и осознанию внешних воздействий.

При этом информация может быть как усеченной (частично исключенной), так и добавленной. Например, торопитесь на встречу, на которую не было желания идти, и ищите пропавшие ключи от квартиры, лежащие на виду, но упорно проходите мимо.

Мир каким мы его видим является исключительно образом, построенным внутри нашего головного мозга, и не является абсолютным или прямым воспроизведением окружающей действительности.

Но это еще не все!

Так как мы имеем способность к мышлению, то для нас прошедшие события, будущие или настоящие абсолютно реальны здесь и сейчас. То есть человек на психоэмоциональном уровне может существовать и испытываться эмоции одновременно в трех временных интервалах "Было - Есть - Будет". Более того, переживать их как настоящее здесь и сейчас. Мы в состоянии рефлексировать, учиться, формировать новые правила поведения, прогнозировать, анализировать информацию, выявлять закономерности явлений, создавать предметы и механизмы на основе полученных знаний о мире и многое, многое другое.

Мы не только воспринимает окружающий мир, но и воздействуем на него и воздействие как обратная реакция несет дополнительные ограничения. Вторично воспринимается и так по бесконечному кругу. Королевство кривых зеркал какое-то получается.

Это наше преимущество над другими живыми существами является и нашим наказанием!

Сложная система дает сбои и нарушения, в том числе и в мыслительных процессах. Она жутко для нас затратна по энергии - в спокойном состоянии наш мозг потребляет около 25% поступившей в нас энергии и это при весе около 1 килограмма (сравните с массой тела человека среднего роста и веса, и эти 25 % покажутся колоссальными, заметьте в состоянии покоя!).

Требуется режим экономии и формирование некоторых форм стандартного поведения, мышления и реакций при взаимодействии с миром - можно назвать это условно "программами", а состояния в которых мы действуем только в рамках данных "программ" называются трансом (мы как бы перескакиваем из одного транса в другой например, едите знакомой дорогой на машине и на дороге поменяли разметку, а Вы можете этого физически и не увидеть). При этом идет исключение травмирующих событий и прогнозирование будущего как свершившейся реальности.

Все это запаздывает, акцентируется на основе личностных особенностей и жизненного опыта, усекается в рамки мировоззрения (т.е. информация вне рамок мировоззрения исключается или отрицается), "программы" не обновляются и не актуализируется. Мы пользуемся детскими моделями нашего опыта выживание в среде взрослых, обобщаем единожды полученный опыт на все и сразу.

Этот список может быть бесконечным. Все это сказывается на нашем мировосприятии при значительных внешних изменениях, общении, взаимодействии и эмоциональных реакциях.

Пока все стабильно однообразно и понятно в комфортной среде общения и внешних стабильных обстоятельств, все работает плюс минус нормально. Но как только происходят нестандартные события, требующие от нас быстрой адаптации, то все это всплывает наружу и "дорисовывается" несуществующими мотивами как внешними, так и внутренними.

Люди перестают действовать адекватно, рождается вражда, зависть, обиды, самобичевание и так далее и так далее до бесконечности.

Фото Эрика Йоханссона (Erik Johansson) https://www.erikjo.com
Фото Эрика Йоханссона (Erik Johansson) https://www.erikjo.com

По факту, мы имеем некоторую личную для каждого картину мира и личные внутренние правила взаимодействия с ней, которые и запирают нас в наших возможностях иного взаимодействия с миром и формируют защиты противодействия ее изменениям.

Мы сами творцы своей иллюзорной реальности!

Что же делать с этим всем?

Если Вас все устраивает и нет сложностей, или пока в этом уверены, во взаимодействии с миром, то оставляйте как есть.

А если не устраивает?

Есть сложности с взаимодействие с собой, людьми и миром - идите по пути осознания своих ограничений. С ограничениями можно работать как на уровне психофизиологического здоровья, так и на уровне мышления. Расширяйте Ваше мировоззрение - читайте, учитесь новому, ищите альтернативы ранее принятым решениям и реакциям, учитесь жить вне конфликтов, повышайте адекватность прогнозирования будущего и примите его не предопределенность.

📌 Главное не бойтесь быть не правыми, ошибиться, осуждения окружающих - учитесь быть собой, не оглядывайтесь постоянно в прошлое, оно прошло, и не переживайте о будущем, оно еще не пришло!

📌 Мы существуем здесь и сейчас. Это не значит отвержение прошлого и будущего. Абсолютно нет, это значит быть ответственным здесь и сейчас за свое прошлое и будущее.

📌 Изучайте окружающий Вас мир, познавайте и экспериментируйте. То каким будет опыт Вашей жизни, и что вы сможете увидеть и осознать зависит только от Вас.

Самому сложно выйти за рамки собственного мировоззрения и распрощаться с удобными и привычными иллюзиями. Ищите проводника способного предоставить Вам возможность, и это всего лишь возможность не более того, которой нужно будет еще и суметь воспользоваться.

Таким проводником может быть учитель или помощник, которые научат Вас двигаться самостоятельно! Дадут возможность изменить себя, и это даст толчок к преображению мира вокруг и удивлению не будет предела!

Будда сказал в одной из тантр: "Из всех будд, которые когда-либо достигли просветления, ни один не стал просветленным без помощи учителя, и из тысячи будд, которые появятся в эту эру, ни один не достигнет просветления без помощи учителя".
Отрывок из "Тибетская книга жизни и смерти" Согьял Ринпоче.

Данная концепт-модель или концепт-размышление не является абсолютной истиной или научным творением, и скорее больше философское рассуждение.