Всем привет, друзья !
Сегодня расскажу как правильно проверить поставщика или подрядчика, дабы минимизировать риск приобретения каких угодно товаров / работ / услуг. В т.ч. данные рекомендации относятся и к покупкам на маркетплейсах - ибо там также присутствуют поставщики разной вшивости , довольно формально контролируемые организаторами площадок.
Факторов много, постараюсь выделить основные.
Вы хотите что-то купить - допустим диван-кровать, итак
1. Есть ли у поставщика сайт / инста (ВК) Если ни сайта ни инсты (ВК) у них нет - как вообще вы их нашли ? - Рекомендации от друзей / коллег / родных - это здорово, но любой адекватный поставщик, развивающий свой бизнес и дорожащий своей репутацией (ибо сайт / инста (ВК) - это серьезный актив). Лучше если есть все !
2. Оцениваем их сайт / инсту (ВК):
а) Есть каталог изделий с описаниями
б) Выложены фото готовых изделий и заказчиков с лыбами до ушей.
в) Регулярно обновляется - чтобы не было фоток годовалой давности
г) Есть информация о производстве / коллективе
д) Есть информация о самой компании - чем занимается, специализация, сколько лет на рынке (кстати эту инфу лучше сверять с оф. источниками, а то любят неофиты накрутить себе пару лет).
е) реквизиты компании - наименование, например ИП Бычара / ООО "Рога и Копыта", ИНН, ОГРН(ИП), адрес эл. почты
ж) Телефон
з) Желателен какой-то прайс или калькулятор цены
и) Желательна форма быстрой связи типа jivo
r) Ну и в целом смотрим, чтобы сайт был адекватным и современным
3. Оцениваем их юр. лицо
а) Удостоверимся, что оно вообще есть - если на сайте нет об этом информации, что не добавит им бонусов в карму, можете написать им на мейл / jivo на худой конец позвонить по тел. и попросить прислать стандартный договор и посмотреть реквизиты
б) Проверяем на порталах данные о юр. лице - обычно ищет по ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика) либо ОГРН(ИП) (основной государственный регистрационный номер + индивидуального предпринимателя).
По сути - такие порталы одинаковые, но в некоторых есть красивая инфографика - сравнение показателей с отраслью и тп. Почти у всех есть система оценки Светофор - экспресс анализ деятельности и рисков.
Хороший бесплатный портал, которым сам часто пользуюсь - За честный бизнес.
Что проверять?
1. Время основания компании - желательно чтобы ЮЛ было зарегистрировано мин 2 года
2. Суды - если есть иски, связанные с осн. деятельностью - это минус.
3. Цепочку компаний по собственнику и ген. директору - если есть еще живые компании - это хорошо.
4. Финансовые показатели за предыдущие годы - если есть рост - это хорошо, ну и смотрим на активы и доходы - кто нормально работает, тот не прячет ни активы ни доходы и они будут видны в отчетности.
Также скажу тут про ИП - данные об индивидуальных предпринимателя приравнены законом к данным о физ. лицах, поэтому много вы не увидите, НО несомненным плюсом в работе с ИП является то, что они отвечают по обязательствам всем своим имуществом - не нужно лишний раз судиться по субсидиарной ответственности (как с тем же ООО).
в) На заметку: Многие торговые компании, в целях оптимизации налогообложения, имеют разные, официально не связанные друг с другом юр. лица / ИП, которые они часто (раз в 1-3 года) открывают и закрывают, поэтому, если вы уверены, что имеете дело с крупным брендом, пусть вас не смущает информация о юр. лице / ИП.
4. Проверяем договор
Договор может быть большим и муторным сукамногобукв, поэтому обращу ваше внимание на основные существенные пункты
а) Преамбула - кто поставщик, кто заказчик. Если есть возможность заключиться как физ. лицо - заключайтесь - получите доп. бонус от ЗоЗПП (Закон о защите прав потребителей).
б) Предмет договора - за что конкретно вы платите - может быть ссылка на Приложение / Спецификацию - это норм
в) Цена договора и порядок расчетов. Большой аванс лучше не давать - если есть возможность дробите договор на 30/20/20/20/10 % и тп.
г) Сроки поставки. Обращайте внимание на рабочие / календарные дни.
д) Входит ли поставка / разгрузка / подъем / сборка в стоимость договора (товара).
е) Ответственность за срыв сроков поставки - мало, кто хочет брать на себя ответственность, но если можно внести корректировки - вносите, а то прождете полгода и получите шишь с маслом с 0,01% в день. Здесь кстати фишка - если вы заключаетесь как физ.лицо, то лучше не прописывать ответственность вовсе - тогда точно будете под ЗоЗПП
ж) Гарантийный срок
з) Приложения. Проверяйте внимательно спецификации, чертежи и др. существенные части.
и) Реквизиты сторон - проверяйте ваши данные и еще раз проверьте на портале данные поставщика. Очень желательно, чтобы в реквизитах были указаны номер контактного телефона и эл. почта.
Прочее, на что нужно обратить внимание:
а) Договор-оферта, размещенный на сайте - довольно частая ловушка маркетплейсов - они составляют 10 оферт и всякоразных условий типа "использование бонусных баллов", "использование спец. бонусных баллов", "использование бонусных баллов цвета индиго" и тп. и размещают в разных концах договора.
Понимаю, что их чтение - это гемор, но хотя бы основные условия нужно для себя понимать.
б) Условия поставки и возврата товара, размещенные на сайте - там тоже куча условий обычно.
Лично я для себя выбрал и вам советую - выбирать маркетплейсы с пунктами выдачи / возврата, чтобы вам не скакать конями по складам и всяким почтам и не доказывать потом что ты - не верблюд и действительно вернул тот самый товар в целости.
в) Если вам присылают счет-договор либо счет-оферту, не поленитесь, пробегите по пунктам договора выше - хотя бы вкратце, но там должно быть указано все это - и цена и срок и ответственность...
г) Цена !!! На что ведутся до 30% покупателей - на самую низкую цену !!! Это понимают мошенники и ставят цену в 1,5-2 раза ниже рынка, собирают деньги и ищи ветра в поле. Даже могут приличное юр. лицо организовать - крадут ЭЦП (электронную цифровую подпись ген. директора) - к сожалению это возможно, регистрируют под нее компанию либо покупают компанию с историей. В общем не ведитесь и включайте голову !
Дочитал до конца - молодец !!! - возьми с полки пирожок ! Всем удачи, друзья, приятных покупок и хороших поставщиков !!