Пока джаз и кантри сливались в одно целое, блюз плавно перетекал в рок-н-ролл и обратно, соул и изи-листнинг изящно дополняли друг друга, фанк и сёрф прокачивали свои целевые аудитории … в глубинах всего этого зрело нечто дерзкое, отвязное, громогласное и невероятно мощное. Нечто такое, без чего современная рок-музыка просто немыслима. О да! Конечно же, я говорю о панк-роке. Естественно, что изначально панк не был конкретным музыкальным жанром – это был определённый образ мысли, так сказать подход к сочинению и изложению материала. Но про панк под тем или иным соусом я здесь уже писал многократно, и повторяться не хотелось бы. Тем более, что панк не был заслугой исключительно «белой» Америки, над его созданием трудились и афро и латино и много ещё какие американцы.
Но вынырнул-то панк не из всеобъемлющего ничего – как и у всякого занимательного существа были у него свои родители. Традиционно всех тех, кто вложил свою лепту в формирование панка, называют прото-панк. Но это так же, как и сам панк-рок не имеет никакого отношения к конкретному жанру. Всё дело в подходе. Сперва в рамках гаражного рока, потом на базе психоделии, затем в купе с актёрской песней и в обнимку с глэм-роком резвая безбашенная музыка стала тем, чем она нынче есть.
Если листать интернеты, то можно найти много разных отсылок к прото-панку, охватить их всех просто нереально даже чисто технически – далеко не все эти самые прото-панки имели записи надлежащего качества. Но вот поподробнее остановиться на самых значимых с моей точки зрения коллективах я вполне вытяну. Так вот:
The Sonics
Образовался этот дивный коллектив аж в 1960 году. Играли они как оно тогда, и было заведено рок-н-ролл. Только получалось у них это делать как-то дико, и бешено. К общей атмосфере отвязности, сопровождающейся весьма специфическим немыслимо резким гитарно-саксофонным звуком, добавлялся сразу подкупающий дерзкий и мощный вокал. В принципе вся та традиционная панковская музыкальная грязь была создана именно этими парнями. Это тогда называлось «гаражный» рок.
The Seeds
… но ведь и семена всё ещё были этим самым гаражным роком. И на первый взгляд кажется, что где эти парни и где панк – ни разу не рядом. «Это ж какой-то доведённый до абсурда изи-листнинг» - скажете вы. Именно так и есть и этот самый ход – доведения до абсурда всего и вся – как раз и стал в последствии одним из ключевых приёмчиков панк-рокеров.
The Monks
… а кто углубил этот излюбленный приёмчик? В общем-то, именно эти ребята вообще удивительны – служат, значит, они такие в Западной Германии в спец части, ждут удара с Восточной стороны и вдруг создают там прям на месте музыкальный коллектив. И при этом не просто коллектив, а форменный музыкальный беспредел и балаган, преисполненный всякой дичью для любителей всего традиционного. В общем и целом, как и панк-рок в дальнейшем, обаятельная, но дикая вещь.
The Troggs
… Дикая Вещь – главный хит коллектива. Только не говорите, что не слышали такой песни, не поверю. Простая, как два рубля … там в ней и аккордов не многим больше. Да и вообще нот в творчестве этих парней было немного. Брали они явно не виртуозностью, а подачей и сногсшибательной энергетикой. Ничего не напоминает?! Именно они доказали, что не обязательно быть виртуозами, простота – залог успеха.
The Velvet Underground
… залог успеха на самом деле непонятно в чём. Вот Лу Рид и сотоварищи делали такую музыку, которая от панка жанрово стоит в невероятном отдалении. Но вот парадокс – их влияние на всех последующих панков считается непосредственным и чуть ли не самым глубоким и важным. Почему? А потому, что Вельветы делали такую музыку, которая не вписывалась (да по честному и сейчас не вписывается) ни в какие рамки, чем сподвигли музыкальных критиком на такой термин, как «альтернатива», а всех своих последователей на желание быть непохожими ни на кого.
MC5
… желание быть не похожими ни на кого заставило этих ребят выйти далеко за пределы моднейшего в годы их становления и развития психоделического рока. Их безусловная заслуга – это немереная тяжесть звука, гитарного перегруза и пронзительного вокала. Ну а социалистические текста и около-политические лозунги, сопровождавшиеся экстравагантными сценическими выходками фронт-менов, стали явной отправной точкой для последующего панковского безумия.
Patti Smith
… до панковского безумия было совсем недалеко, но было в ходу и безумие интеллигентное и интеллектуальное. К середине 70-ых быть молодой и прогрессивной поэтессой в Нью-Йорке, конечно, круто, но бесперспективно. Кто из твоей потенциальной аудитории будет читать твои вирши?! А вот если взять и начать их петь под специфический «альтернативный» аккомпанемент, то дело может и выгорит. И ведь выгорело же. Во многом потому, что Патти была и есть такая, как она есть без напускного пафоса.
Television
… без напускного пафоса был и Том Верлен. Сами понимаете – фамилия как бы накладывала определённые обязанности на её носителя. Соответственно и образ жизни у молодого Тома был ну может чуть поприличней, чем у ушедшего из семьи Поля. И не смотря на это он, как и его великий однофамилец, умудрялся создавать прекрасные произведения искусства. Так почему же он считается одним из «предтечей панка»? Вот честно – не знаю, но предполагаю, что из-за того, что он всем последователям показал, что альтернатива – это не только грязь.
The Stooges
… это не только грязь, но ещё и кровь. Да и много чего ещё. Это однозначная квинтэссенция всей немыслимости, в своём роде форменная дичь. Но честная и откровенная. Их музыка была не просто нотами, а закодированным посланием. В 1969-ом году так было играть и жить просто невозможно, но они так делали и натурально чуть не померли от этого всего. Панковей любых последующих панков, но при этом музыкальнее любых прогрессив-рокеров. Парадоксально, но факт – Игги Поп и братья Эштон панками никогда не были, хотя и по сей день считаются иконами этого дивного стиля (но никак не жанра).
Пожалуй, в общих чертах я изложил тех, кто был тем самым прологом к последующему празднику непослушания. Так что на сегодня у меня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.