Найти в Дзене
Андрей Сталк

Искатели

"Искатели", США, 1956
"Искатели", США, 1956

Джинсы с подворотами

У фильма столько сугубо американских наград, что хочется при просмотре встать в полный рост и запеть «Янки Дудль» торжественным баритоном. Все без исключения издания, считающие себя мессиями в кинематографическом ветхом Завете, внесли «Искателей» Джона Форда в списки наилучших творений на целлулоидной плёнке и её модернистских аналогах. И, если в абсолютном перечне шедевров картина ещё имеет конкурентов, то по категории «вестерн» фундаментальный Американский Институт кино наклеил ленте двойным скотчем ярлык Избранного. Как в гангстерском кино – «Крестному отцу», в ромкомах – «Огням большого города», в научной фантастике – «Космической одиссее 2001 года». Ну, вы поняли.

Или не поняли. Вот честно смотрел все смешные по индийским меркам 2 часа. Красивый ламповый цвет, замечательные задники, мужественные лица, загримированные под суровую обветренность. Лошади, винчестеры, горящие хижины. Но все равно руки тянулись пустить параллельно каких-нибудь котиков в соседнем окне. Вот почему вестерн, снятый по средиземноморскому рецепту про хорошего, плохого и злого в который раз глядишь не отрываясь, а здесь чувствуешь себя студентом на обязательной лекции нудного преподавателя.

Кстати, русскоязычный сегмент, помеченный Кинопоиском, наверное, чувствует себя похоже. Средняя оценка, чуть большая семерки, это дань вежливости развязным американцам, давно приучивший мир, что основное кино у них, а остальные подмастерье проходят пунктиром во второразрядной категории со словом «зарубежный». Да и в культовости «Искатели» замечены не были. К слову и не к слову вспоминают сотни других фильмов, а не этот, выбитый в скрижалях Национального реестра фильмов чуть ли первым номером. Ну что же, уподобимся персонажу Бамбино из «Похождений поросенка Фунтика» и скажем американскому Бегемоту Шоколаду прямо и откровенно:

- Болото противное, мокрое... И без деревьев!

Ну ладно, не то, чтобы противное. Но какое-то картонное, безвкусное. Бездушное. Как остывший гамбургер в клоунской забегаловке. Убивают, похищают, мстят – а чувств меньше включается, чем на просмотре очередного лего-мультфильма. И не успели окончательно исчезнуть титры, а я уже с трудом вспоминал, кто там разыскивал девочку в синем – Итан, какой-то Йоргенсен или Шрам. И причем тут подвенечное платье. Более того, такой склероз нападает даже на Википедию. Читаю на нужной страничке «…семья запирается в доме, но родители разрешают Дебби, потерявшую куклу, ненадолго выйти.» Чего? Да её специально из окошка выбрасывают вместе с куклой, иди, мол, спрячься у бабушки на могиле. Странное, конечно, решение семейства, которое изготавливается отразить атаку индейцев, почему-то бликующих в лучах западного солнца (наверное, оптическим прицелом или сверкающими перьями), но тем не менее, специально перемотал и снова посмотрел сцену.

А уж, если еще почитать переводы американских критиков, захлебывающихся от нахлынувшего восторга, то вообще можно над гнездом кукушки пролететь. Тут и стремление к порядку при потребности в насилии, и критика расистских взглядов, и изумительное, на удивление продуктивный союз лёгкого развлечения и погружения во мрак» человеческой души. Цитаты по возможности сохранены. Не знаю, я, конечно, могу за небольшую мзду найти и аргументировать посылы Конфуция в «Самом лучшем кино», но лучше бы авторы-создатели хотя бы потрудились связать некоторые сюжетные линии, все-таки не корейский арт-хаус смотрим.

Короче, пусть кто-нибудь более американофильский духом трескает непрожаренный стейк с кровью на фоне Горбатых гор. Мне больше по душе спагетти.

#вестерн #форд #Уэйн #шедевр #национальный реестр