Из чего делали молитвенные коврики для совершения намаза наши предки и какими отличительными особенностями обладал татарский намазлык? В сегодняшнем выпуске расскажем о том, как молитвенный коврик превратился из утилитарной вещи в произведение искусства.
В залах Национального музея Татарстана, посвященных традиционным ремеслам казанских татар, один предмет занимает особенное место – это намазлык, коврик для совершения молитвы. Намазлык присутствует в культурах всех народов, чьи представители исповедуют ислам, однако татарский намазлык отличается оригинальной вышивкой и орнаментами.
В изготовлении молитвенных ковриков татары предпочитали использовать кашемир, сукно, сатин, шелк, окрашенные в насыщенные, порой глубокие темные тона, или даже черный цвет. Они были богато украшены вышивкой. Композиция узора традиционно использует мотив арки, так что внутреннее поле которой остается незаполненным. А три стороны прямоугольного поля коврика щедро заполняются орнаментом, символизируя райские врата и цветущий сад. Впрочем, такими молитвенные коврики были не всегда.
– Сначала намазлыки были одноцветными, безо всякой вышивки, без декорирования. Они были в основном прямоугольной формы, одноцветные. Тканые, войлочные, ковровые, Исстари намазлыки делали также из камыша, – рассказала научный сотрудник Национального музея РТ Гульшат Шарипова.
В Национальном музее Татарстана хранится богатая коллекция татарских молитвенных ковриков, которая дает представление о национальном орнаменте и, конечно же, мастерстве рукодельниц. Изучая их работы можно увидеть как молитвенный коврик постепенно превращается в произведение искусства.
Время вносит свои коррективы. И не только в декор. Сейчас на рынках можно встретить молитвенные коврики с вшитым компасом, чтобы верующим было удобнее определять направление на Мекку. Есть даже изобретения цифровой эпохи, так в 2008 году был представлен прототип с экраном, вшитыми датчиками, которые отслеживают положение молящегося, устройствами, которые подскажут время намаза и последовательность действий, трехмерной моделью мечети в Мекке и подсветкой.
Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем Татарстана.