Найти тему
Учитель гармонии

О педагогике без оценок: уверенно практикую

По долгу службы, учу студентов. Особенность моих студентов такова, что главная абитура в их жизни ещё впереди. Мы занимаемся элементарной теорией музыки, гармонией и сольфеджио. Специфика моей работы - подготовка по данным предметам в Московскую консерваторию и РАМ имени Гнесиных. Личная статистика хороша, "мерзляковский" стаж - заметный, отношения с учениками - уважительные.

Я почти не прибегаю к языку цифр. Вернее сказать, вынужденно реагирую на неизбежность... и аттестую-таки своих питомцев раз в четверть. Лучший для меня вариант: пусть НАШУ (совместную с учениками) работу оценит кто-либо компетентный со стороны.

Не скрою, люблю методические семинары и внимание к своей персоне больших "комиссий". С мастер-классами объездила немало региональных колледжей; с "показательными" уроками неоднократно участвовала в КПК.

Экзамены в кругу коллег, студенческие испытания "со зрителями" и с совместно выработанными баллами - оптимальны для меня. Жаль, что это, на практике, отнюдь не легко осуществимо, - но это хотя бы изредка доступно.

Как держать стабильную посещаемость, если не на страхе? Только на интересе, на всевозможных эффектах новизны, на разнообразии и неожиданной ротации форм работы, на контрастах, на вариациях темпа, на изысканном интерактиве, на материальных бонусах (таких, например, как распечатанные материалы в каждую пару "рабочих рук"). Далее, упустивший несколько уроков гармонии имеет все шансы "выпасть в осадок" и "отстать навсегда": я не навязываю подобную мысль; фронтальных опросов, как правило, бывает вполне достаточно для ученического понимания, для честного сравнения.

Мои дисциплины до мозга костей практические. Авторские программы и подборки иллюстраций не дублируются никакими учебниками/методичками, хотя общий "календарный" план известен любому мало-мальски причастному. Формально - известен, по факту же... музыкально-теоретические предметы - эдакая "вещь в себе", требующая (буквально) инициации.

И да, вдумчивая молодёжь подобные правила игры принимает. Юные музыканты, в большинстве своём, азартны. Это, по-моему, здорово! Это создаёт продуктивную среду, которая не нуждается в искусственной поддержке. И оттого мы подолгу живём без цифр - на доверии, понимая друг друга с полуслова. Доводим учебные проекты до конца, минуя безжалостную фиксацию результата на каждом этапе. "Цыплят считаем" - "по осени". Как следствие, к аттестации за четверть и за семестр подходим всерьёз.

Здесь изложен личный опыт наставника-музыканта, не предполагающий широкого внедрения.

Буду рада встречным мыслям по теме!