Многие начинающие и уже состоявшиеся предприниматели знают, что для успешного стартапа необходимо несколько составляющих:
- востребованный на рынке продукт
- грамотный бизнес-план со сроками окупаемости инвестиций
- бренд и грамотная маркетинговая стратегия
На поиск продукта, разработку бизнес-плана, создание бренда и подготовку комплекса маркетинговых мероприятий иногда уходит достаточное количество времени и усилий начинающего предпринимателя. Необходимо привлечение квалифицированных сотрудников и затраты на ФОТ задолго до старта проекта, а соответственно, срок возврата инвестиций увеличивается.
Также есть шанс, что стартап не «выстрелит», тогда время, усилия и инвестиции будут потрачены впустую.
Франшиза – это достаточно простой способ минимизировать риски и время на подготовку запуска нового бизнеса. Как правило, франшизы продают компании с уже востребованным на рынке продуктом, узнаваемым брендом, просчитанным бизнес-планом, готовой маркетинговой стратегией и иногда даже с готовыми рекламными материалами.
Итак, рассмотрим Топ-5 ниш, доступных для приобретения и открытия собственного бизнеса:
- Образование – как онлайн, так и оффлайн центры образования для детей и взрослых – от скорочтения и робототехники до программирования и коучинга. Стоимость франшизы от 1 500 до 5 000$
- Общепит (кофейни, рестораны быстрого обслуживания, пекарни, кальянные, пивные, сушихаусы и т.д.). Стоимость франшизы 3 000-15 000$
- Розничные оффлайн и онлайн магазины: одежды и обуви, кондитерские (Коммунарка, Красный пищевик, Кусочек счастья). Франшизы чаще всего бесплатные, без паушальных взносов и роялти, но размер инвестиций значительный
- Сервисные центры – фотоцентры, ломбарды, ремонт обуви и одежды, парикмахерские и салоны красоты (маникюр, парикмахерские и т.п.), фитнес-центры, СТО, туристические агентства. Стоимость франшиз варьируется от 1 300 до 5 000$, есть и бесплатные варианты, где в стоимость пакета заложены только инвестиции и роялти)
- E-commers — пункты выдачи заказов крупнейших маркетплейсов Wildberries и Ozon – один из вариантов, набирающих огромную популярность в последние 2 года. Франшиза бесплатная, однако необходимо инвестировать в помещение, мебель и элементы фирменного стиля.
Что входит в базовый пакет франшизы:
Каждый франчайзер формирует собственный пакет франшизы в зависимости от того, что необходимо для запуска и ведения бизнеса – от помощи в подборе персонала и помещения, обучения, доступа к поставщикам и рекламной стратегии до продажи готовой брендированной мебели, рецептов блюд и предоставления рекламных макетов.
- Торговая марка и право использования бренда
- Бизнес-модель
- Обучение, постоянная информационная поддержка и консультации
- Маркетинговая стратегия
- Продукт (рецептура блюд и меню, программы (образовательные), поставщики и т.д.)
- План по возврату инвестиций и срокам окупаемости
Сколько стоит франшиза?
Стоимость франшизы зависит от известности бренда. Не стоит забывать, что кроме приобретения франшизы в зависимости от вида деятельности еще необходимы будут инвестиции в помещение, персонал, оборудования, рекламу и т.д. Также покупка франшизы предполагает ежемесячные отчисления франчайзеру – либо фиксированную сумму, либо процент от выручки.
Как правило, франчайзер обозначает примерный размер инвестиций и срок окупаемости проекта.
Стоимость франшиз в Беларуси стартует с 1 500$ (образовательные центры) до 10 000-15 000$.
Краткий словарь терминов :
Франшиза – это комплекс объектов интеллектуальной собственности (торговая марка, бренд, репутация, инструкции, программы, бизнес-модель, продукт и т.д.), который один предприниматель передает в право пользования другому предпринимателю за определенное вознаграждение.
Франчайзер – обладатель и продавец франшизы
Франчайзи – юрлицо, которое покупает франшизу и открывает по ней бизнес
Паушальный взнос – это единоразовая стоимость пакета услуг по франшизе, которую платит франчайзи франчайзеру при заключении договора
Роялти – это регулярный процент от выручки, которую выплачивает франчайзи франчайзеру
Следите за новостями, продолжение скоро!