Закончим тему о броневиках бронетрактором Гулькевича, если вы не смотрели прошлые статьи про бронеавтомобили, то посмотрите.
Летним днем, 14 июля 1915 года на стол Главного Артиллерийского Управления положили рапорт номер 36 гвардии полковника Н. А. Гулькевича, уже известного своими изобретениями, а именно ножницами для резки проволоки и склданым штыком.и он видимо в продолжении своей темы, придумал броневик, который смог бы свободно уничтожить проволочные заграждения.
Из его донесения:
"Я нашёл, - писал Гулькевич, - способ применить специальный двигатель, который можно вооружить пулеметами и легкой пушкой и также свободно уничтожать проволочные заграждения».
Он предлагал строить бронеавтомобили на шасси американских гусеничных тракторов с двигателями мощностью 80 л. с., "которые специально предназначены для передвижения по всякому грунту", а также "подымать гораздо больший груз сравнительно с автомобилем, что дает возможность применения более тяжелой брони, противостоящей даже снарядам легкой артиллерии", а кроме того, "разрывать и затаптывать в землю проволочные заграждения". Каждому армейскому корпусу нужно было 40 таких бронемашин, по мнению Гулькевича.
И 3 марта 1916 года он положил уже детальный проект на стол для рассмотрения Комиссии по бронеавтомобили. В ноябре 1916 года был закончен первый бронетрактор, получивший имя "Илья Муромец".
Бронирование одного шасси закончили в 1916 г., Гулькевич наконец смог установить на машину два 7,62-мм пулемета "Максим" в независимых шаровых установках во вращающейся башне в средней части машины и 76-мм противоштурмовую пушку в кормовой установке с углом наведения по горизонтали 90°.
Технические характеристики :
Боевая масса - 12т
Экипаж - 7 человек
Толщина брони - 6,5мм
Вооружение:
2 пулемёта Максим (о нем я уже рассказывал в одной из своих статей на прошлой неделе)
76мм штурмовая пушка.
Двигатель карбюраторный, на газолине, мощностью 68 л. с.
Максимальная скорость 12-15 км/ч.
Первый образец был "Илья Муромец".
В ходе испытаний под Петроградом, машина показала свое превосходство, хоть скорость была маленькой. Массовое производство в делось вполне реальным. Военное ведомство выдало заказ на постройку второго опытного образца, он получил имя "Ахтырец". К марту 1917 года он тоже успешно прошёл все испытания. Оба бронетрактор были включены в состав Запасного бронедивизиона в Петрограде. Но принять участия в боевых действиях им не удалось. После событий 25 октября 1917 года, почти весь состав бронедивизиона был захвачен большевиками. Илья Муромец остался в Петрограде, а Ахтырец поехал в Москву. В Гражданскую войну Азтырцу удалось немного. Повоевать на стороне большевиков. После чего бронемашины Гулькевича, когда прошла гражданская война, редко использовались. В конце 1922 года обе машины списали и разбронировали.
Вывод:
И все эти машины ждала печальная судба. Вот так бронетрактор, который мог пойти в серийное производство, был создан в количестве двух экземпляров и потом утилизирован. В прошлых статьях я писал о бронемашинах, их ждала такая же судьба. А ведь если не революция, то серийное производство могло наладиться и ни кто не знает, чтобы было тогда. Гениальные люди творили на русской земле, и они забыты напрочь, пройдёт лет 30 и никто о них не вспомнет.