По-настоящему народный художник, проиллюстрировавший огромное количество детских книг и создавший образ олимпийского Мишки. Миллионы детей с нетерпением перелистывали страницы журналов "Веселые картинки" и "Мурзилка", чтобы найти его веселые и добрые рисунки.
Народный художник Российской Федерации, замечательный иллюстратор, карикатурист, поэт и писатель Виктор Александрович Чижиков родился 26 сентября 1935 года в Москве. Родители — художники-архитекторы — всячески поощряли его интерес к искусству, позволяя мальчику вместо холста использовать стенку над кроватью, которую периодически закрашивали белой краской. Эвакуацию Чижиковы провели в с. Крестово-Городище Ульяновской области, где Витя 3 года (август 1941 – апрель 1944) учился в сельской школе. Отца — преподавателя кафедры «планировка городов и населенных пунктов» МАРХИ/Московского архитектурного института — в 1942 году мобилизовали, и с фронта он присылал в письмах рисунки для сына. Из-под Сталинграда, где Чижиков-старший участвовал в боях, домой как-то пришёл рисунок танка, потом другой — солдаты в окопах. А однажды почти карикатура — автопортрет в форме морского пехотинца, втыкающего штык в зад изогнувшемуся над рекой фрицу. На обороте рисунка была надпись: «Это папка даёт немцу пить из Волги». Кажется, именно это умение видеть смешное даже в самых жестоких вещах и кропотливый труд передались Чижикову-младшему от обожаемого им отца.
Карикатуры и шаржи Виктор начал рисовать ещё в школьные годы. Учась в 9-м классе московской средней школы №103, по рекомендации знакомого художника, он показал свои рисунки Кукрыниксам (аббревиатура творческого коллектива советских художников, сложенная из первых слогов фамилий Михаила Куприянова и Порфирия Крылова и 3-х первых букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова). И сам Куприянов одобрил шаржи подростка на одноклассников и посоветовал ему связать биографию с рисованием. И профессиональная карьера художника началась сразу же по окончании школы, в 1952 году в газете «Жилищный работник». Точнее, сначала он рисовал стенгазеты в жилуправлении. А однажды коллега ему сказал: «Смотри, в газете «Жилищный работник» художник рисует хуже тебя, сходи туда, тебя с радостью возьмут». И Чижиков пошёл. Действительно, его сразу же взяли в штат карикатуристом. Первый его рисунок изображал лыжника, съезжавшего с заметённого снегом домика как с горки: нерадивые коммунальные службы не справились с последствиями снегопадов.
Работал художник ещё во многих периодических изданиях, в том числе – в газетах "Пионерская правда", "Вечерняя Москва", "Неделя", журналах "Пионер", "Юный натуралист", "Молодая гвардия", "Огонёк". Много лет (с 1958 года) был иллюстратором журналов «Вокруг света» и «Искатель», в которых иногда использовал псевдонимы А. Викторов и Р. Пыжиков. В 1968 году обложка, нарисованная Чижиковым для июньского номера «Пионера», была признана читателями лучшей за год.
С 1960 года художник занимался иллюстрацией детских книг, сотрудничал с крупнейшими книжными издательствами – «Малыш», «Детская литература», «Художественная литература» и др. Более 40 лет посвятил работе над детскими книгами, которые издавались в России и за рубежом. Проиллюстрировал их более 100. Сам писал стихи и сказки для детей.
Первой книжной работой была "Тайна детской коляски" В. Драгунского ("Малыш", 1960). Среди книг, иллюстрированных Чижиковым, настоящие «хиты» того времени: "В стране невыученных уроков" Лии Гераскиной ("Советская Россия", 1966), "Аля, Кляксич и буква А" И. Токмаковой ("Детская литература", 1968), "Сказки" Г. Цыферова ("Малыш", 1969), "Площадь Картонных Часов" Л. Яхнина ("Малыш", 1971), "Лесная академия" С. Михалкова ("Малыш", 1975), «Доктор Айболит» (по Гью Лофтингу) К. Чуковского («Малыш», 1976), "Вниз по волшебной реке" Э. Успенского ("Детская литература", 1979), "Игрушки" А. Барто ("Малыш", 1981), «Приключения Чиполлино» Дж. Родари («Малыш», 1982), «Волшебник Изумрудного города" А. Волкова ("Детская литература", 1985), "Русачок" и «Винни-Пух и все-все-все» Б. Заходера ("Детская литература", «Малыш», 1986), «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова («Детская литература», 1986), «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э. Успенского («Детская литература», 1992), «Приключения Васи Куролесова» Ю. Коваля («Самовар», 1995), "Азбука Бабы-Яги" А. Усачева ("Планета детства", 2000), "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролла ("Лабиринт", 2012).
Виктор Александрович также автор книжек-картинок "Про девочку Машу и куклу Наташу" ("Молодая гвардия", 1965), "Годные негодники" ("Детская литература", 1987), "Петя и Потап" (Ангстрем, 1992), "Наше вам с кисточкой!" ("Самовар", 1996), "Мышка и кошка под одной обложкой" ("Амфора", 2010).
Издатели его ценили за спокойный профессионализм: одно время по редакциям даже ходила присказка: «Что — грустная книжка? Дайте Чижикову, он усмешнит». И сами авторы не скрывали своей симпатии к художнику. Б. Заходер как-то даже прислал ему открытку, в которой пожелал выпустить ещё много совместных с ним книг. Хотя, пожалуй, именно иллюстрации к заходеровскому переводу «Винни-Пух и все-все-все» (1986) стоит отнести к одной из немногих неудач художника. Почему так получилось, объяснить трудно. Вероятно, Чижиков очень хотел сделать своего Винни-Пуха непохожим на находки предшественников: Эрнеста Шепарда – первого английского иллюстратора книги Алана Милна и американца Вольфганга Райтермана, придумавшего в 1966 году образ медвежонка для экранизации Диснея.
#для_вдохновения #арт #художник #картины художников #изобразительное искусство #живопись