Присмотримся к костюмам казаков из первой главы.
Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапог, сафьяновые красные, с серебряными подковами; шаровары, шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам их. Их лица, ещё мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые чёрные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под чёрными бараньими шапками с золотым верхом.
Рассмотрите картину Ильи Репина «Запорожцы». Отыщите на ней предметы одежды, о которых вы прочитали в отрывке. Теперь мысленно соедините их на одном человеке и замените цвета – у нас получились костюмы Остапа и Андрия.
Попросите учеников нарисовать этот костюм, или это сделает кто-нибудь из ребят, занимающихся в художественной школе, и принесет на следующий урок, а класс вспомнит, как называются разные предметы одежды.
Найдите в этом фрагменте гиперболу. Шаровары, шириной с Черное море, а еще здесь есть казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь. Это сравнение, но в его основе тоже лежит преувеличение.
Эпический рассказчик в повести вообще очень активно использует гиперболы. Вот что написано об этом в учебнике литературы Е. С. Абелюк и коллектива авторов:
«Тарас Бульба — идеал этого вымышленного писателем мира; он — богатырь, подобный былинному. Идеального героя принято показывать, преувеличивая его достоинства, потому гипербола — важнейший художественный приём в повести».
Можно предложить ученикам по ходу чтения повести искать другие гиперболы, чтобы в конце изучения текста составить небольшой каталог.
Михаил Арсланьян