Найти тему
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Музейно-выставочный комплекс ЯНАО — организация культуры нового типа

Оглавление
Здание МВК
Здание МВК

В 2002 году в Салехарде было создано Государственное учреждение «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского» (МВК), которое стало организацией культуры нового типа. МВК занимается хранением, изучением и возрождением традиционной культуры народов Севера. На сегодняшний день в фондах музея порядка 250 000 предметов. Научная библиотека насчитывает более 3 000 книг.

Миссионер

В 1904 году настоятель Обдорской православной миссии игумен Иринарх, в миру — Иван Семенович Шемановский, основал братство во имя Святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского чудотворца.

При библиотеке братства, которая спустя несколько лет трудами игумена насчитывала уже пять тысяч томов, в 1906 году Иринарх открыл «Хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера». В основу коллекции легли экспонаты, собранные отцом Иринархом во время путешествий к самоедам и остякам — прежние названия народов ненцев и хантов, — а также полученные в дар во время его миссионерства. Именно «Хранилище…» положило начало Музейно-выставочному комплексу наших дней.

Иван Шемановский родился 28 января (10 февраля) 1873 года в Беле, Соколовского уезда, Седлецкой губернии Царства Польского и Российской империи. Потомственный дворянин, рано оставшийся сиротой, Шемановский получил образование в Императорском Гатчинском Николаевском сиротском институте, который окончил в 1892 году.

Отец Иринарх (Шемановский И.С.)
Отец Иринарх (Шемановский И.С.)

Затем поступил в Новгородскую духовную семинарию и окончил её в 1897 году, в том же году был пострижен в монахи, рукоположен в иеромонахи и наречен Иринархом.

В 1898 году молодой священнослужитель приехал в Обдорск (так назывался Салехард до 1933 года) как православный миссионер, став настоятелем Обдорской православной миссии. За годы жизни и служения в Обдорске отец Иринарх опубликовал более пятидесяти статей в журнале «Православный благовестник», повествующих о жизни Обдорской миссии и об инородцах Тобольского Севера, также открыл в Обдорске инородческий пансион и миссионерскую школу и оставался во главе миссии до 1910 года.

Шемановский И.С. История Обдорской духовной миссии 1854−1904 гг.
Шемановский И.С. История Обдорской духовной миссии 1854−1904 гг.

Как собирались экспонаты

Коллекция Шемановского пополнялась за счет пожертвований миссионеров и жителей региона, которые помогали деньгами и дарили экспонаты. Среди первых жертвователей были купец П.Ф. Тележкин, становой пристав Л.Н. Ямзин, монахиня Пелагея, учитель Г.М. Дмитриев-Садовников, исследователь Ямала Б.М. Житков и многие другие.

К сожалению, из-за пожара 1908 года и перипетий становления советской власти в 1920-х гг. большинство первых экспонатов не дошло до наших дней. Однако с начала 1950-х годов музей стал стремительно развиваться. Началось активное комплектование фондов, — роль музея в жизни города, а затем и округа, всё более возрастала. В этот период приведена в порядок библиотека, начался учет музейных фондов.  В 1950-е годы в работе музея принимали участие краеведы М.К. Барышников, В.П. Прибыльский, Д.М. Чубынин, имена которых навсегда остались в музейной истории.

Одно из первых зданий Обдорского музея
Одно из первых зданий Обдорского музея

В 1969-1975 годах были собраны сотни документов и фотографий, а также личных вещей людей, в разное время живших в городе и округе, и внесших значимый вклад в развитие региона.

В 1980−1990-е годы Краеведческий музей стал одним из центров культурной жизни Салехарда. Это было время различных экспедиций, благодаря которым фонды увеличивались на несколько тысяч экспонатов в год. Среди приобретений того периода можно отметить череп овцебыка, переданный С.М. Успенским, археологическую коллекцию Б.И. Василенко, состоящую из серебряных и бронзовых предметов, вошедших в «Особую кладовую» музея. Жемчужиной коллекции считается хантыйское платье из крапивного полотна, украшенное нарядной вышивкой.

Мамонтенок Люба — окно в ледниковый период

Детеныш мамонта был найден в 2007 году на полуострове Ямал совершенно случайно. На сохранившегося в вечной мерзлоте мамонтенка, на берегу реки Юрибей, наткнулся оленевод Юрий Худи, стойбище которого находилось неподалеку.

Юрию пришлось проехать на мотонартах более 145 км, чтобы сообщить о находке, и уже через несколько дней мамонтенок был доставлен в Салехард. По традиции таким «артефактам» дают имена, которые выбирает их открыватель. Этот экземпляр получил имя жены оленевода — Любы. Несмотря на солидный возраст в 42 тыс. лет, тело мамонтенка почти полностью сохранилось. Многие палеонтологи считают, что мамонтенок — это своеобразное «окно» в Ледниковый период.

Мамонтенок Люба
Мамонтенок Люба

Редкие книги

Коллекция редкой и старопечатной книги насчитывает свыше 4360 единиц хранения. Самые ранние издания в коллекции — «Евангелие напрестольное. Житие Иисуса Христа», напечатанное в московской типографии Синода в 1784 году, а также труд академика Герарда Фридерика Миллера «Описание Сибирского царства и всех произошедших в нем дел от начала, а особливо от покорения его Российской державой по сии времена», выпущенный Санкт-Петербургской типографией Академии наук в 1787 году. Также значимыми для исследователей края остаются и труды самого И.С. Шемановского — «История Обдорской духовной миссии. 1854−1904гг.» и серия очерков и заметок «В дебрях крайнего северо-запада Сибири».

Книга «Евангелие напрестольное. Житие Иисуса Христа», Москва, 1784 г.
Книга «Евангелие напрестольное. Житие Иисуса Христа», Москва, 1784 г.

О работе Музейно-выставочного комплекса рассказывает Ольга Соболева, главный хранитель музея.

Какие произошли изменения со дня основания музея? Остается ли ваш музей краеведческим?

— Действительно, музею было присуще исключительно краеведческое направление. Основу экспозиции составляли этнографические коллекции народов, проживающих в окрестностях г. Салехарда, образцы живой и не живой природы, фотографии, нумизматика. Однако постепенно Музей приобрел комплексный профиль, соединяющий черты естественно-научного, этнографического, исторического, художественного и технического музеев. Теперь МВК выступает не только хранителем наследия Северной (Ямальской) цивилизации, её ценностных оснований, но и залогом её сохранения и развития в будущем.

Чем было вызвано создание музейного комплекса? Способствует ли это объединение развитию музея?

— В 2002 году краеведческий музей переехал в новое здание, где часть помещений занимал Выставочный центр. В том же году было принято решение о слиянии данных структур. Объединенный музейно-выставочный комплекс получил возможность организовывать крупномасштабные выставочные проекты и мероприятия различного уровня, в том числе общероссийского и международного.

Блюдо с изображением двух львов, серебро, Волжская Булгария, XI в.
Блюдо с изображением двух львов, серебро, Волжская Булгария, XI в.

Имеются ли в музее какие-то уникальные экспонаты?

— Кроме мамонтенка Любы в палеонтологической коллекции представлен скелет Монгоченского мамонта — взрослый мамонт 35−40 лет. Геологический возраст около 17 000 лет. Скелет был найден в бассейне реки Монгочеяха Гыданского полуострова.

Мумия мужчины воина — обнаружена в ходе археологических раскопок средневекового могильника Зелёный Яр. Мумия принадлежит мужчине зрелого возраста, примерно 50-60 лет. Останки сохранились благодаря вечной мерзлоте, которая способствовала естественной мумификации. Кроме этого, роль консерванта сыграли медные пластины, использовавшиеся в погребальном обряде того времени.

Уникальной является археологическая коллекция, включающая в себя большое количество предметов из органических материалов (дерево, кости, меха, кожи, ткани), которые сохраняются в недрах территории также благодаря многолетней мерзлоте. Например, коллекция орнаментированных берестяных изделий представлена емкостями для хранения продуктов, берестяными ножнами с изображением сцен, участниками которых являются птицы и звери, детскими колыбелями и другими предметами обихода.

Орнаментированная коробка, Усть-Полуй, Ранний железный век
Орнаментированная коробка, Усть-Полуй, Ранний железный век

Большой интерес представляет коллекция изделий из серебра и бронзы эпохи Средневековья — произведения мастеров Византии, Ирана, Сирии, Западной Европы, Волжской Болгарии, а также литейщиков Западной Сибири.

Следует отметить и коллекцию предметов «501-й стройки» — строившейся в середине ХХ века трансполярной железнодорожной магистрали, которая должна была пройти от побережья Баренцева моря до Охотского моря и Чукотки.

М. Тимиргазеев, «Легенда о Золотой бабе»
М. Тимиргазеев, «Легенда о Золотой бабе»

Миллер Г.Ф., «Описание Сибирского царства», Санкт-Петербург, 1787 г.
Миллер Г.Ф., «Описание Сибирского царства», Санкт-Петербург, 1787 г.

Ножны, дерево, Городище Ярте, VI−XI−XII вв.
Ножны, дерево, Городище Ярте, VI−XI−XII вв.

Отчет Обдорского Миссионерского Братства, Тобольск, 1910 г.
Отчет Обдорского Миссионерского Братства, Тобольск, 1910 г.

Платье из крапивного полотна, ханты, XIX в.
Платье из крапивного полотна, ханты, XIX в.

Туфля детская, кожа, Городище Мангазея, XVII в.
Туфля детская, кожа, Городище Мангазея, XVII в.

Фрагмент керамического сосуда, глина, поселение Горный Самотнел-1
Фрагмент керамического сосуда, глина, поселение Горный Самотнел-1

При подготовке статьи использованы информационные материалы сайта музея. Фотографии предоставлены музеем.

***

Автор: Фаина Османова, специально для GoArctic

Государственное автономное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского».

629008, Ямало-Ненецкий АО, г. Салехард, ул. Чубынина, д. 38.

Тел.: (34922) 3-05-19, 4-79-95

E-mail: mvk@dk.yanao.ru

Информация для посетителей:

Режим работы музея:

вт-пт: 10:00 — 19:30

сб-вс: 11:00 — 18:00

пн: выходной

Режим работы кассы:

вт-пт: 10:00 — 19:00

сб-вс: 11:00 — 17:30

пн: выходной

Сайт музея