Многие наши читатели смотрели российский фильм-катастрофу режиссёра Николая Лебедева «Экипаж» 2016 года. К советскому предшественнику кинополотна с точки зрения достоверности были претензии, но вторая версия превзошла все возможные смелые фантазии.
В одном из эпизодов было показано перемещение из одного самолёта в другой огромной сетки, наполненной людьми, по тросу, натянутому от борта до борта.
Вспоминать школьную программу по физике, законы аэродинамики и учитывать прочие нюансы для того, чтобы опровергнуть возможность такого перемещения, не будем — кино должно быть захватывающим. А вот проследить, как эта идея родилась и трансформировалась в кино, вполне возможно.
В начале 2022 года в прокат вышел приключенческий боевик «Анчартед: На картах не значится» режиссёра Рубена Фляйшера. В картине тоже использовали сюжет с перемещением человека из одного самолёта в другой, однако, как сейчас принято, с максимальным визуальным эффектом.
Но до этого фильма Голливуд уже снимал подобную сцену в знаменитом боевике 1993 года «Скалолаз» режиссёра Ренни Харлина с Сильвестром Сталлоне в главной роли. Этот эпизод стал номинантом в Книгу рекордов Гиннесса, потому что трюк исполнялся каскадёром живьём и стал самым дорогим в кино.
Но самое первое перемещение человека в воздухе из самолёта в самолёт состоялось в 1921 году в Америке. Два аэроплана летели один над другим с одинаковой скоростью. С верхнего аэроплана по верёвочной лестнице вниз спускался смельчак, потом цеплялся за неё ногами и повисал вниз головой. Руками он хватался за перекладину на крыле нижнего самолёта и отпускал лестницу.
Первым, кто совершил такой переход, был американский лейтенант Локлер. К сожалению, он погиб как раз при одном таком переходе — сорвался с лестницы. Его ученик Мак-Лауглин продолжил дело своего учителя.
А в 1923 году в Америке были проведены первые опыты по дозаправке самолёта в воздухе. Цель — установить рекорд беспосадочного полёта в течение четырёх суток.
С верхнего аэроплана спускалась проволока. Как только она достигала нижнего аэроплана и закреплялась на нём, по ней спускалась трубка для перелива горючего. Расстояние между аппаратами было 12 метров, скорость их полёта — 90 миль в час (это около 144,841 км/ч).
Сейчас дозаправка самолётов в воздухе — отработанная в деталях операция. Но вот воздушный переход человека из современного самолёта в такой же современный самолёт так и остаётся фантазией сценаристов и режиссёров. Хотя аэропланы, которые не обладали мощными техническими характеристиками, как нынешние воздушные корабли, давали такую опасную возможность.
Подробнее ознакомиться с аэропланами, их характеристиками, модификациями и чертежами можно в электронной библиотеке РГБ.
Лупилин, Сергей Павлович. Аэроплан Луи Брегэ / С. П. Лупилин. — Санкт-Петербург, 1912.
Подписывайтесь на телеграм-канал Ленинки.