В 1920-х годах в журнале "Пионер" работали несколько молодых художников. Только-только начинающих. По большому счету, они были еще никто и звать их никак.
Но что-то в них все-таки было, раз уж их приветили в "Пионере" и периодически давали заказы на иллюстрации. А в те голодные годы это иногда был вопрос жизни и смерти.
Один из этих юношей подписывал свои рисунки как "Соколов-Аси".
"Турмалин-камень" с рисунками Василия Ефанова, о котором я рассказывал в прошлый раз, закончили публиковать в Пионере №6 за 1926 год, и в этом же номере начинается публикация стихотворения А. Михайловского "Негритенок Томми" с рисунками Соколова-Аси.
"Соколов-Аси" был чрезвычайно таинственной личностью. Самой таинственной из этой компании молодых художников журнала "Пионер" 1924 года.
Смею думать, что я умею копать информацию, но о нем я накопал какие-то жалкие крохи.
По сути, все, что о нем доподлинно известно - это подпись. Она появляется в печати в 1924 году, в "Пионере" он публикуется часто и едва ли не с первого номера. В двадцатых же Соколов-Аси начинает сотрудничать с издательствами, в основном в Издательстве Г.Ф. Мириманова. Кроме забытых поэтов 1920-х, оформляет книги Майна Рида, Генриха Сенкевича и прочие приключения вроде книги Арну Галопен и Анри де ла Во "Кругом света на аэроплане".
К концу 1920-х книги выходят все реже, в тридцатые его работ практически нет, последнее, что мне попалось - журнал "Знание — сила" № 8, апрель 1932 г., где указано: "Иллюстрация на обложке А. Соколова-Аси, внутренние иллюстрации Д. Рубинштейна".
После 1932 года художник Соколов-Аси исчезает из русской литературы.
Кроме определившегося инициала - "А. Соколов-Аси", в справочнике Алексея Морозова "Определитель монограмм художников-оформителей произведений печати" у художника Соколова-Аси указаны еще и годы жизни: "1891 - 1970".
Все.
Как писал Маршак - "больше не знают о нем ничего".
В эти крохи информации укладывается только один известный мне художник. Я вам о нем расскажу, но имейте в виду, что стопроцентной гарантии, что именно он и есть Соколов-Аси - нет.
Анатолий Александрович Соколов (1891—1971) был не чета крестьянскому сыну Василию Ефанову. Он родился в Петергофе, его родители были придворными, отец обеспечивал царскую охоту, а мама, урожденная Ольшанская, была генеральской дочерью.
Все мужчины в этой семье носили мундиры, и Анатолий не стал исключением. Несмотря на то, что он с детства запойно рисовал, юноша поступил сначала в элитный Николаевский кадетский корпус, потом закончил Тверское кавалерийское училище.
По выпуску служил в Финляндском драгунском полку в Выборге и продолжал рисовать. Делал он это так искусно, что молодому офицеру было дано разрешение посещать вольнослушателем занятия в Императорской Академии художеств, где он учился у Б. М. Кустодиева и уже знакомого нам Д. Н. Кардовского - того самого, который пристроил Ефанова в журнал "Пионер".
С началом Первой мировой - на фронте, но вскоре кавалериста "перепрофилируют" в летчика - Соколова переводят в Гатчинскую военно-авиационную школу, после окончания которой в 1915 году он остается там в должности инструктора.
Революция тяжело прокатилась по семье Соколовых - отец был убит, один брат погиб в Гражданскую, второй пропал без вести. Анатолий возвращается к матери и сестре и становится главным кормильцем в семье, зарабатывая на жизнь живописью. Постепенно жизнь наладилась, он возвращается на учебу в Высший художественно-технический институт (бывшую Академию художеств), заканчивает ее и в 1926 году женится.
Но бывшим аристократам в Советской республике жилось не очень весело. В 1932 году Анатолия Соколова арестовывают, он осужден на 5 лет лагерей. Срок отбывал в Свирском исправительно-трудовом лагере в Ленинградской области, досрочно освобожден в январе 1936 года, без права местожительства в крупных городах. Урожденному и убежденному питерцу был закрыт доступ в Ленинград.
Из мелких городов художник выбрал Симферополь и был отправлен для проживания в Крым. Там он вновь занялся живописью, написал такие работы как «Родина приветствует вождя», «Ходоки у Ленина», «Выборы в Верховный Совет Крымской АССР», «Бой у Юшуни», «Праздник урожая». В 1938 году избран одним из руководителей Союза художников Крыма, участвовал в выставках.
Потом война, при бомбежке в огне погибают все картины художника. Потом немцы берут Крым, и семья оказывается в оккупации. Соколовы решают начать жизнь заново и бежать в Европу. По поддельным документам они пересекают румынскую границу, а через несколько месяцев оседают в нейтральной Швейцарии, откуда перебираются в Лихтенштейн.
После войны Соколов активно выставляется в Швейцарии, Австрии и Лихтенштейне. В 1946 году портрет княгини Лихтенштейнской Георгины был награжден сертификатом, потом - первая премия за картину «Вильгельм Телль» в австрийском г. Фельдкирхене.
Соколов очень тосковал по Родине и никогда не отрекался от нее - так, в 1945 году он заканчивает картину "Непобедимый Ленинград", но одновременно очень боялся депортации в Советский Союз.
Поэтому в 1948 семья эмигрирует в Аргентину, открывшую двери для советских эмигрантов. Там быстро становится одним из ведущих аргентинских художников, в 1950 получает Большую золотую медаль Министерства образования Аргентины за картину «Переход через Анды», посвящённую генералу Хосе Сан-Мартину.
Много работает по заказам: для главной палаты Национального Конгресса Аргентины он написал работу «Генерал Хосе Сан-Мартин, освободитель», по заказу Министерства культуры и просвещения – картину «Армия генерала Бельграно переправляется через реку Парану» и др.
Постепенно пришла слава - сначала в Латинской Америке, а потом и в Северной. А в 1961 году художник нашел в почтовом ящике письмо из Калифорнии. Оказалось, нашелся его пропавший в Гражданскую брат - тот воевал с Колчаком, потом отступал с белыми, через Китай ушел за кордон и в итоге осел в Штатах.
Анатолий Александрович переезжает к брату и последнее десятилетие своей жизни прожил гражданином США. На новой родине он написал порядка двух десятков картин из истории Америки: «Зимний поход генерала Джорджа Вашингтона» (1967), «Битва у Банкер-Хилла» (1964), «Парламентеры лорда Корнвалисса в штабе генерала Вашингтона» (1964), «Лексингтон» (1966) и др.
Анатолий Александрович Соколов умер в мае 1971 года в Сан-Франциско. После его смерти потомки передали в дар Государственной Третьяковской галерее картину «Взятие Измаила фельдмаршалом Александром Суворовым», а Государственному Историческому музею ‒ портрет Кончиты Аргуэльо, возлюбленной русского командора Николая Резанова.
Ну да, та самая, из "Юноны и Авось". Помните?
Эту воду в мурашках запруды,
это Адмиралтейство и Биржу
я уже никогда не забуду
и уже никогда не увижу.
____________
Это проект "Старые картинки"
В советских детских журналах работали великие художники, но их журнальные работы долго оставались без внимания. Я в меру сил постараюсь ликвидировать этот пробел и выкладывать наиболее интересные рисунки.
Подписывайтесь на канал!