Найти в Дзене
Baronessa

Великая парагвайская

Великая парагвайская война
Великая парагвайская война

Мы живем в России — стране, где историю изучают в основном по битвам и сражениям. Куликовская… Бородинская… Сталинградская… В войнах у нас никогда недостатка не было. Хотя Великой мы зовем только одну — Великую Отечественную. И потому так необычно сознавать, что где-то на другом конце света есть люди, зовущие Великой совсем другую войну. Я сейчас говорю о самой на сегодняшний день кровопролитной войне в Латинской Америке — о Великой парагвайской войне.

Удивительно, но еще весной я Латинской Америкой совершенно не интересовалась, а Парагвай и вовсе не нашла бы на карте. Всё изменил небольшой роман Ильи Бояшова «Морос, или Путешествие к озеру». Из него я узнала о генерале Беляеве — русском белом офицере, уехавшем после Гражданской войны в Парагвай и ставшем там национальным героем. Но об этой истории я расскажу в другой раз, а сегодня о том, что этому предшествовало.

Европейцы ступили на землю будущего Парагвая в 16 веке. Тогда там обитали только индейцы гуарани. В 17-м веке вся территория Латинской Америки уже была поделена между испанскими и португальскими колонизаторами. Но в 1811 году, воспользовавшись ослаблением метрополии из-за Наполеоновских войн в Европе, парагвайцы изгнали испанского губернатора и к власти пришел их первый диктатор — Хосе Гаспар Родригес де Франсия.

Франсия
Франсия

Франсия правил жестко, но остался в памяти народа отцом нации. Страна хоть и была при нем закрыта, но жила неплохо. По мнению исследователей парагвайский строй того времени уже напоминал социализм, который охватит Европу в ХХ веке. Именно при Франсии стал формироваться несгибаемый характер и менталитет парагвайцев.

Сменил умершего от старости Франсию его племянник — Карлос Антонио Лопес.

Карлос Антонио Лопес
Карлос Антонио Лопес

Новый 54-летний президент постарался возобновить международные связи и торговлю. Он активно проводил индустриализацию, привлекал иностранцев и занимался образованием - народные начальные школы охватили почти всех детей Парагвая, невзирая на происхождение. Если Франсия был заточен на внутреннюю диктатуру, то Лопес мыслил масштабнее и мечтал сделать Парагвай великой державой за счет расширения границ. Он модернизировал армию (если так можно сказать о солдатах, у которых даже после модернизации не было обуви), но не дожил до осуществления своих мечт. В 1862 году к власти пришел его сын Франсиско Солано Лопес.

Франсиско Солано Лопес
Франсиско Солано Лопес

Надо сказать, что главной проблемой Парагвая было отсутствие выхода к морю. Со всех сторон эта страна окружена соседями, причем соседями большими и сильными. Самый легкий путь выхода к воде лежал через маленький Уругвай. Там как раз создалась благоприятная политическая ситуация. И в 1864 году Парагвай объявил мобилизацию. Аргентина с Бразилией до последнего не верили, что доморощенный парагвайский Наполеон пойдет до конца. Но когда Парагвай вторгся на территорию Бразилии, все иллюзии исчезли, началась война Парагвая с тройственным союзом Бразилии, Аргентины и Уругвая.

Сами военные действия описывать не буду. Скажу самое главное — то, что война протянулась аж до 1870 года это результат беспрецедентной патриотической накачки парагвайского общества и личного безрассудства Лопеса. Они реально воевали до последнего парагвайца. Они были изобретательнее, смелее, выносливее. Очень часто им удавалось сделать невозможное. Но силы были слишком неравны.

Кульминацией этой войны стала битва на поле Акосты 16 августа 1869 года. Битва, на которую обескровленный Парагвай вывел 10-14 летних мобилизованных детей. Естественно, многократно превосходящие союзнические силы быстро разделались с неопытным противником. Главнокомандующий союзников Гастон Орлеанский вечером проехал по полю, усеянному мертвыми детскими телами, и находясь в шоке пробормотал: «Боже, ради чего всё это? Зачем я здесь?» Правда, это версия аргентинцев. Парагвайцы считают, что их воинов жестоко добивали.

"Парагвайка". Картина уругвайского художника Хуана Мануэля Бланеса, 1879 год. Аллегория трагедии парагвайского народа в войне против Тройственного альянса.
"Парагвайка". Картина уругвайского художника Хуана Мануэля Бланеса, 1879 год. Аллегория трагедии парагвайского народа в войне против Тройственного альянса.

В 1948 году Парагвай официально провозгласил дату битвы на поле Акосты 16 августа «Днем детей». Он отмечается и сейчас, причем широко и без трагизма, с акцентом на героизме и самоотверженности юных солдат.

После побоища на поле Акосты агония парагвайского режима продлилась еще на полгода. Только 28 февраля 1870 года Лопес наконец был схвачен и убит на месте пикой в живот. Интересно, что его пятнадцатилетний сын не пожелал прятаться. Когда ему приказали сдаться, он выхватил саблю со словами «Парагвайские полковники не сдаются!» и был убит. Сегодня и Лопес, и его сын захоронены с почестями в Национальном пантеоне героев.

Национальный пантеон героев в Асунсьоне
Национальный пантеон героев в Асунсьоне

Война обошлась Парагваю в 280 тысяч погибших. Это более половины всего его населения. Аргентина всерьез думала ликвидировать парагвайскую государственность, но бразильцы выступили против. В 1876 году военные контингенты союзников покинули полностью разрушенную и разграбленную страну, и Парагвай начал долгий путь к восстановлению и возрождению.

Отдельно хочется сказать о самом удивительном монументе, установленном в память о той войне. Он расположен в Рио-де-Жанейро и посвящен дивизии бразильского полковника Карлоса де Мораиса Камисао. Интересно то, что по существу это памятник бессмысленной трагедии, а не ратному подвигу. Дивизия Камисао численностью в 3500 человек почти целиком погибла от холеры, пытаясь занять богатое скотоводческое поместье Лагуна - личное владение Франсиско Солано Лопеса. Тем не менее, бразильцы чтят всех своих погибших. Памятник так и называется - Монумент героям Лагуны - и на его барельефе отражены все ужасы и страдания заболевших воинов.

Монумент героям Лагуны
Монумент героям Лагуны

Что почитать?

Вячеслав Кондратьев "Великая парагвайская война". - Москва, 2018