Найти в Дзене

Время статично или пластично? Разбираемся, почему минуты тянутся как часы, а день порой пролетает за мгновение

С нами случаются повседневные, но необычные ситуации, словно течение времени изменилось. Человек во власти любви не замечает течения времени. Люди в гневе тоже не понимают, сколько времени прошло до того, как утихает эмоция. Во сне, в мечтах, фантазиях, при экстазе и сильных эмоциональных состояниях чувство времени исчезает или изменяется.

Объединяет все эти личные переживания то, что в этот момент мы «забываем» о своем плане на жизнь: цели, ожидания, намерения и решения отходят на задний план. Наша сконцентрированность на бытовых заботах и веренице дел переходит на внимание к настоящему времени, тому, что происходит с нами прямо сейчас!

Восприятие времени — это социально подкрепляемая реакция. Это действительно открытие, что для нас время не совсем физическая величина, а социально зависимая величина.

Есть область нашей тотальной свободы от этого «социального времени», то, что всегда с нами. Наши эмоции. Эмоции не подчиняются существующему в обществе времени или расписанию. Гнев нельзя выплеснуть под контролем сознания, то же самое касается и экстаза. Чувства, фантазии, мечты и сознавание не включают в себя ощущения времени, рождённого и поддерживаемого сознанием.

При подобных переживаниях течение времени вашим сознанием никак не отмечается, потому час может пролететь как одного мгновение. Прямой опыт, который вы получается здесь и сейчас, всегда происходит вне времени.

Сама категория времени нужна нам, чтобы простраивать логические связи и применять опыт, прогнозировать и планировать свои будущие действия. Ведь настоящее время нужно соотнести с прошлым и будущим, разграничить их, усвоить полученные жизненные уроки и спланировать свое будущее без ошибок! Это одна из основных функций нашего сознания.

В течение дня мы оказываемся в разных ситуациях, принимаем решения, придумываем «схемы», чтобы избежать чего-то неприятного. В каждом таком столкновении с реальностью мы обращаемся к прошлому опыту, чтобы понять, что сейчас происходит и что с этим делать. И это обязывает к сознательному пониманию времени.

Когда же происходит уменьшение силы ожиданий и отказ от социально подкрепляемых целей (например, мы отдыхаем, увлеченно смотрим фильм или лекцию, встретились с любимым человеком или употребляем алкоголь), вневременных переживаний становится больше, что и создаёт ощущение расширения времени.

Так и во сне, при гипнозе или анестезии нет осознания продолжительности состояния, и кажется, что сознательное время протекает непрерывно от момента засыпания до момента пробуждения. При слушании музыки, фантазировании и т.д. появляется чувство расширенного времени, поскольку внешний опыт заглушается внутренними психическими переживаниями, которые не измеряются во времени, и нет возможности зафиксировать скорость их протекания. Количество времени изменяется по-разному. Если человек почти полностью поглощён процессом сознавания, отключив осознанное внимание, тогда он перестанет чувствовать течение времени, и длинный временной отрезок пройдёт для него очень быстро.

Сами по себе события находятся вне времени: они всегда в настоящем и не отражают прошлых состояний и не предвещают будущих. Мы сами проделываем это с ними для себя самих. И мы не переживаем ни прошлого, ни будущего, а вспоминаем или строим ожидания, реалистичные или надуманные.

Таким образом, то, как мы переживаем течение времени, основывается на нашем сравнении настоящего опыта с памятью о прошлом — обычно прямом прошлом, или с предчувствием будущего и тем, как его достичь.