Нина Петровна Демме стала первой русской женщиной-полярницей, участвовавшей в зимовке на Северной Земле в 1932-1934 годах да еще и в должности начальника. Что интересно, за ней в том же направлении отправились еще две Нины: актинометрист (специалист по измерению интенсивности электромагнитного излучения) Нина Фрейберг и метеоролог Нина Войцеховская.
Вот что она вспоминала:
"Природа Севера радовала, восхищала, вдохновляла. воздух чист и прозрачен, над землей вьются мелкие птахи, и веселая песенка их разливается нежными трелями, придавая всему вокруг колорит какого-то безмятежного мира и покоя. Шелест лишайников в северных скалах был мне милей мне цветущих долин юга.
Песцы, похоже, передают свои норы из поколения в поколение (найдены норы, которым десятки, если не сотни лет): в мерзлом грунте их невероятно тяжело вырыть, так что готовыми норками животные не разбрасываются.
Прекрасна Северная Земля, богата фауной: олени, медведи, песцы, тюлени, китообразные, рыбы, много птиц. Но как красива, так и сурова.
Эта экспедиция сложилась неудачно. Осенью сильными штормами смыло продовольствие, топливо, саму избушку чуть не унесло. И вот при таких обстоятельствах мы вынуждены были остаться на второй, незапланированный, год зимовки, потому что Северную землю задавило тяжелыми льдами, и ледоколы не смогли к нам пробиться.
Самолет, пытавшийся нас забрать, потерпел аварию, оставшиеся в живых летчики кое-как добрались до станции и зимовали с нами. Еды не хватало, не говоря уж о витаминах. «Один из нас заболел цингой... Тяжелый это был год, - писала Демме, - собаки голодали, бегали бешеные песцы... Осенью 1934-го нашу зимовку снял летчик Алексеев, сев на узкое разводье». Они вывезли заболевшего товарища, но он умер на ледоколе."
Демме часто приходилось выходить в длительные маршруты одной. Однажды из-за непогоды остановила упряжку, села на нарты, ожидая, когда рассеется туман. Тревожно залаяли собаки. И вдруг огромный белый медведь свалился прямо на нарты. «Собаки его окружили, он ревел, размахивал лапами над моей головой. Я увертывалась, стараясь вырвать винтовку из чехла, ранила медведя. У Османа (собаки) было брюхо вспорото - вправила ему кишки, зашила, уложила на нарты и снова в путь. Через 11 дней Осман был снова в упряжке. Живучи собаки! Так же, как и советский человек
#поход