В каких книгах пишут о книгах? Или о писателях? Часто мои ученики не сразу могут найти ответы на эти вопросы. Но для тех, кто избрал для подготовки к итоговому сочинению третий раздел закрытого банка тем: «Природа и культура в жизни человека», ответы необходимы. Иначе большая часть тем, о которых я говорила здесь, будет недоступна.
Тему творчества и писательства я очень люблю, поэтому с радостью поделюсь с вами произведениями для аргументации и конкретными фрагментами, из которых можно брать цитаты. Здесь говорится о пяти книгах. Стихам о творчестве и призвании поэта планирую посвятить отдельную публикацию.
1. Повесть М. Горького «В людях»
Важнейшим моментом произведения становится тот, где главный герой прочитал первую в своей жизни художественную книгу и навсегда влюбился в литературу:
«В субботу, развешивая на чердаке белье, я вспомнил о книге, достал ее, развернул и прочитал начальную строку: «Дома — как люди: каждый имеет свою физиономию». Это удивило меня своей правдой, — я стал читать дальше, стоя у слухового окна, и читал, пока не озяб, а вечером, когда хозяева ушли ко всенощной, снес книгу в кухню и утонул в желтоватых, изношенных страницах, подобных осенним листьям; они легко уводили меня в иную жизнь, к новым именам и отношениям, показывая мне добрых героев, мрачных злодеев, непохожих на людей, приглядевшихся мне».
2. Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Лучшими друзьями Татьяны Лариной всегда были книги, в них она находила отзвуки своих чувств:
«Ей рано нравились романы,/ Они ей заменяли всё;/ Она влюблялася в обманы/ И Ричардсона, и Руссо…», «Воображаясь героиней/ Своих возлюбленных творцов,/ Кларисой, Юлией, Дельфиной,/ Татьяна в тишине лесов/ Одна с опасной книгой бродит,/ Она в ней ищет и находит/ Свой тайный жар, свои мечты…».
3. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Написание романа становится смыслом жизни для Мастера и его преданной возлюбленной Маргариты. Произведение – это и источник страданий для главного героя, и единственный способ обрести бессмертие:
«Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой... Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате».
и
«Дайте-ка посмотреть, — Воланд протянул руку ладонью кверху.
— Я, к сожалению, не могу этого сделать, — ответил мастер, — потому что я сжег его в печке.
— Простите, не поверю, — ответил Воланд, — этого быть не может. Рукописи не горят. — Он повернулся к Бегемоту и сказал: — Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман.
Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей. Верхний экземпляр кот с поклоном подал Воланду».
В этом же романе есть тема приспособленчества в литературе, описывается стремление выдать себя за творца:
«Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупицей, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется счастливцам – членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала немедленно терзать его. И немедленно же он обращал к небу горькие укоризны за то, что оно не наградило его при рождении литературным талантом, без чего, естественно, нечего было и мечтать овладеть членским МАССОЛИТским билетом, коричневым, пахнущим дорогой кожей, с золотой широкой каймой, – известным всей Москве билетом».
и
«Да, стихи... Ему – тридцать два года! В самом деле, что же дальше? – И дальше он будет сочинять по нескольку стихотворений в год. – До старости? – Да, до старости. – Что же принесут ему эти стихотворения? Славу? «Какой вздор! Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи. Отчего они дурные? Правду, правду сказал! – безжалостно обращался к самому себе Рюхин, – не верю я ни во что из того, что пишу!..»
4. Сборник рассказов К. Паустовского «Золотая роза»
Потрясающие зарисовки о жизни писателя, литературе, вдохновении, путешествиях.
«Цветы из стружек»: «Часто я спрашиваю себя, когда думаю о занятии литературой: когда же это началось? И как это вообще начинается? Что впервые заставляет человека взять в руки перо, чтобы не выпускать его до конца жизни?
Труднее всего вспоминать, когда это началось. Очевидно, писательство возникает в человеке, как душевное состояние, гораздо раньше, чем он начинает исписывать стопы бумаги. Возникает еще в юности, а может быть, и в детстве.
«Молния»: «Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения - душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.
Да, вдохновение - это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.
Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой».
5. Роман Дж. Лондона «Мартин Иден»
История молодого матроса, который решил во что бы то ни стало превратиться в известного писателя. Книги открыли для него совершенно иной мир, изменили душу героя.
«Много недель прошло, а Мартин Иден все учил грамматику, проглядывал руководства по хорошему тону и пожирал каждую книгу, которая увлекала его воображение. От своего прежнего круга он отошел совершенно. … Он сделал еще одну драгоценную находку в сокровищнице библиотеки. Как грамматика открыла ему основы языка, так эта новая книга указала на правила, лежащие в основе поэзии. Он начал изучать метры, формы и законы стихосложения и понял, как создается восхищающая его красота. Одни новейший трактат рассматривал поэзию как изобразительное искусство, причем теория в нем была подкреплена многими ссылками на лучшие литературные образцы. Ни одного романа Мартин не читал с таким увлечением».
Подготовила Анна Терехова
Дорогие друзья! Теперь Дзен не даёт даже разместить кнопку доната. Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.