Найти тему
Кот-ученый

Последний артиллерийский крейсер – конец легендарного класса

Крейсер создавался в первую очередь, как корабль для действия на морских коммуникациях противника. Во время войны эти корабли должны были непрерывно рыскать в море, пересекая его вдоль и поперек, как бы «искрещивать» моря и океаны. Вот от слова «крест» на всех языках и произошло название таких кораблей – «Крейсеры». По-французски крест – «croix», а крейсер – «сroiseur»; по-немецки крест – «kreus», а крейсер – «kreuzer»; по-английски крест – «cross», а крейсер – «cruiser». Корабль во всех направлениях бороздивший моря и океаны – это и есть крейсер. Сначала такое название давали некоторым фрегатам, снаряжаемым в дальнее плавание. Затем оно стало нарицательным названием особого класса кораблей, которым было поручено, не только служить боевым разведчиком у линкоров и помогать им в бою, но и сторожить свои торговые пути, бороться против торговли противника. Быстроходные, с большим радиусом действия крейсеры могли долго и безнаказанно охотиться за невооруженными «купцами», отбирать груз, уничтожать их, но при этом быть достаточно сильными, что бы иметь возможность справиться с эскортом, как правило, состоящим из легких сил. Поскольку к каждому каравану крупных кораблей для охраны не приставишь, то иногда целые эскадры в XIX веке и в первые годы XX выслеживали и гонялись по просторам океанов за этими новыми корсарами.

Последний представитель некогда многочисленного класса артиллерийских крейсеров перуанский корабль «Альмиранте Грау»
Последний представитель некогда многочисленного класса артиллерийских крейсеров перуанский корабль «Альмиранте Грау»

Долгое время специальных кораблей для решения таких задач не строили, ибо, образно говоря, все корабли парусного флота были по своей сути прирожденными крейсерами. Поскольку парусный движитель сообщал им почти независимо от размеров отличную мореходность и практически неограниченную дальность плавания. Это освобождало моряков и кораблестроителей от каких-либо забот по созданию крейсера, как самостоятельного типа боевого корабля. Но, давая кораблю большую дальность плавания, парусный движитель имел и колоссальный недостаток: он сильно зависел от погодных условий и совсем не гарантировал подвижность, то есть скорость и маневренность. Это побудило кораблестроителей обратить внимание на паровую машину. С ее приходом на флот далекие плавания стали уделом далеко не всякого корабля, а только того, который был достаточно крупным, чтобы нести необходимый запас топлива. Причем его величина росла в зависимости от того, какую хотели получить скорость, поскольку, чем мощнее машина, тем больше она сама весит и занимает больше места, а также требует больше топлива на каждую пройденную милю. Значит наращивать скорость можно либо за счет увеличения водоизмещения, либо уменьшая количество орудий или ослабляя броню.

Так с приходом пара на флот кораблестроители оказались вовлеченными в бесконечные поиски наилучшего сочетания трех основных боевых элементов – нападение, защита и подвижность – с дальностью плавания для разных классов и типов кораблей. Конкретные тактико-технические требования к кораблям для крейсерства зависели от того, какую политику на море – наступательную или оборонительную – будет проводить та или иная страна, а также от целей, поставленных флоту. Разные задачи требовали и разных подходов к их решению. Все это заставляло отказаться от воззрений парусной эпохи, потребовало разработки типа крейсера как особого класса боевых кораблей.

Со второй половины XX века тенденция к укрупнению боевых соединений для обеспечения защиты от авиации противника и специализация судов для выполнения конкретных задач привела к практическому исчезновению кораблей общего назначения, какими являются крейсеры, из флотов многих стран. Современный крейсер — дорогостоящий продукт кораблестроительных, ракетных и электронных технологий. Позволить себе корабль такого класса могут лишь очень немногие государства. Сейчас крейсерскими силами располагают только две страны — США и Россия. Однако еще одно государство до недавнего времени имело в составе своих ВМС крейсер, притом крейсер классический. На момент вывода его из состава флота в сентябре 2017 г., он был последним в мире артиллерийским крейсером, остававшимся на службе. История этого корабля настолько интересна, что заслуживает отдельного рассказа.

Крейсер «Eendracht» на стапеле
Крейсер «Eendracht» на стапеле

Перед Второй мировой войной Королевский флот Нидерландов решил увеличить свои силы, потребовав дополнительных легких крейсеров, которые должны были в недалеком будущем заменить устаревшие корабли типа «Java». Первые предложения на проектирование крейсеров нового поколения появились еще в 1930 году одновременно с разработкой проекта «De Ruyter». Именно этот крейсер и послужил прототипом для новых кораблей, проект которых был разработан под руководством инженера Г. Хоофта (Gerard Hooft; 1884–1966).

По конструкции корпуса и системе бронировании они являлись развитием «De Ruyter» (1935 г). Наиболее существенным отличием стало наличие развитой кормовой надстройки и грот-мачты. Кроме того, улучшенный крейсер по сравнению с «De Ruyter» имел возросшее на 30% водоизмещение, усиленное вертикальное бронирование и большее количество орудий главного калибра. Первоначально планировалось заложить корабли в 1940 году, но, в связи с обострением международной обстановки, средства на их строительство были утверждены уже в 1937 году и должны были выделяться из бюджета 1938 года. Заказ на постройку получила верфь фирмы «Wilton-Fijenoord» в Схидаме. Но поскольку на верфи был свободен только один стапель необходимого размера, что исключало закладку обоих кораблей одновременно, было решено передать заказ второго крейсера, получившего название «De Zeven Provincien», верфи «Rotterdamse Droogdok». Его заложили в сентябре 1939 года (построечный номер 670). А несколькими месяцами раньше, в мае, на верфи «Fijenoord» состоялась торжественная церемония закладки первого корабля этого типа – «Kijkduin» (построечный № 219, в том же году он был переименован в «Eendracht» — голл. согласие, единство).

Их тактико-технические элементы согласно проекта были следующими. Водоизмещение: 8433 т (стандартное), 10 972 т (полное). Основные размерения: длина 187 м (наибольшая), 182,4 м (между перпендикулярами), ширина 17,25 м, осадка 5,6 м. Бронирование: пояс толщиной 100-мм в районе машинных и котельных отделений и погребов боезапаса, ближе к оконечностям 75 мм, бронированные поперечные переборки замыкали цитадель, палуба 19 мм, над жизненно важными частями корабля 25 мм, башни главного калибра 50–100 мм. Энергетическая установка: 2 турбины «Парсонса», 6 котлов «Ярроу». Мощность механизмов 78 000 л.с., скорость хода 32 узла, запас топлива 1700 или 1750 т мазута. Вооружение: 10 152-мм орудий, 12 40-мм зенитных установок, 8 12,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 гидросамолета на катапультах (ангар отсутствовал). Экипаж: 700 человек (по штатам мирного времени).

Общая компоновка новых крейсеров оставалась традиционной для голландских ВМС и по внешнему виду они отличались от прототипа более развитым комплексом кормовых надстроек, наличием стационарной короткой грот-мачты, более значительным наклоном форштевня и типичной крейсерской кормой (как у «тромпов»). Еще одной особенностью новых кораблей стало отсутствие зенитной артиллерии дальнего радиуса действия. Полубачная конструкция корпуса также была характерна для голландских крейсеров. Несмотря на то, что водоизмещение «эендрахтов» возросло на 30%, корпус оставался весьма легким благодаря применению сварки в значительно больших объемах, чем прежде. Новые крейсера в справочной литературе известны как тип «Эендрахт».

Схема общего расположения крейсеров типа «Эендрахт», первоначальный (проект) вверху и измененный проект 1950-х годов
Схема общего расположения крейсеров типа «Эендрахт», первоначальный (проект) вверху и измененный проект 1950-х годов

Броневая защита в основном превосходила бронирование крейсера «De Ruyter», построенного несколько раньше. Главный броневой пояс по ватерлинии между барбетами концевых башен А и Y имел толщину 100 мм, утончаясь в оконечностях до 75 мм. Однако совершенно недостаточной являлась горизонтальная защита, ограничившаяся 20–25-мм броневой палубой («De Ruyter» имел палубу толщиной 50 мм). Сохранена и сильная дифференциация бронирования башен главного калибра — от 100-мм лобовых плит до 50-мм боковых стенок и крыши. В общем броневая защита соответствовала стандартам конца 1930-х годов и конструктивно не представляла собой ничего нового.

Схема бронирования и расположения артиллерии крейсера «De Ruyter»
Схема бронирования и расположения артиллерии крейсера «De Ruyter»

В период разработки проекта предполагалось вооружить «Ээндрахты» восемью 150-мм орудиями, аналогичными главной артиллерии предыдущих голландских крейсеров. Но затем были выбраны десять 152-мм орудий «Bofors» новой модели в двух- и трехорудийных башнях, расположенных парами в носу и корме. Трехорудийные башни были нижними, двухорудийные возвышенными. Поскольку голландцы не имели опыта в разработке и постройке трехорудийных башен, заказ на их проектирование и производство получила шведская фирма «Bofors». Новые автоматические 152,4-мм орудия с длиной ствола 53 калибра стреляли так называемыми «совмещенными» (унитарными) боеприпасами (снаряд + заряд), причем их скорострельность (на короткое время — во избежание перегрева стволов) могла быть доведена до 10 выстрелов в минуту. Однако они не были стабилизированы, а максимальный угол возвышения традиционно составлял 60°. В связи с этим представляется крайне сомнительным, что эти орудия могли быть с успехом применены против авиации, хотя именно на это рассчитывали голландцы, отказавшись от орудий среднего калибра (76–105 мм).

Большие сомнения по этому поводу высказывались и шведскими экспертами, рассматривавшими возможность применить такие установки для дальнейшего вооружения кораблей своего флота. Поэтому шведы для своих кораблей увеличили угол возвышения орудий до 70° и сделали стабилизацию, а для голландских крейсеров изготовили орудийные установки первоначальной конструкции. Следует также заметить, что такой же артиллерией главного калибра должны были вооружаться строившиеся перед войной на верфи CRDA в Триесте таиландские (сиамские) крейсера «Taksin» и «Naresuan». Усовершенствованную систему управления огнем составляли два артиллерийских и столько же зенитных КДП носовой и кормовой групп артиллерии.

Боковой вид крейсера типа «Eendracht» (проект)
Боковой вид крейсера типа «Eendracht» (проект)

Зенитное вооружение по сравнению с «De Ruyter» было усилено и к тому же более рационально размещено. Оно состояло из двенадцати 40-мм орудий фирмы «Бофос» в спаренных установках. Состав зенитной артиллерии дополняли четыре спарки 12,7-мм пулеметов, размещенные на верхней палубе. Таким образом, противовоздушная оборона этих крейсеров оставалась откровенно слабой, уступая по количеству стволов не только кораблям будущих союзников, но и вероятного противника. Крейсера оснащались также катапультой и должны были нести два гидросамолета (при этом, как обычно, ангар не предусматривался) и два трехтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм, размещенных в специальных бортовых нишах ниже кормовой надстройки.

Энергетическая установка (6 водотрубных котлов типа «Yarrow» и трехвальный ТЗА типа «Parsons») мощностью 78 000 л.с. должна была обеспечивать крейсеры 32-узловой скоростью и не представляла собой ничего революционного.

Осознав в середине 1930-х годов, что страна стоит на пороге новой мировой войны, Нидерланды форсируют усиление своих военно-морских сил. Согласно принятой в 1937 году новой кораблестроительной программе в 1938–1940 годах закладываются 3 легких крейсера («Jacob van Heemskerck» и оба «эендрахта»), 4 эсминца (типа «Tjerk Hiddes») и 9 субмарин (типов 019 и 021). Но время уже было упущено и к маю 1940 года успели более-менее достроить только 1 крейсер (досрочно «Heemskerck»), 1 эсминец («Isaac Sweers») и 6 подводных лодок, а большая часть заложенных кораблей либо была уничтожена самими голландцами либо попала в руки немцев на стапелях.

Крейсер «Де Зевен Провинсиен» в достройке
Крейсер «Де Зевен Провинсиен» в достройке
Спуск на воду крейсера «Де Зевен Провинсиен»
Спуск на воду крейсера «Де Зевен Провинсиен»

Именно так были захвачены оккупантами крейсеры типа «Eendracht». Собственно крейсеров как таковых еще не было – это были только их корпуса, причем у первого, в весьма высокой степени готовности, а корпус «Де Зевен», заложенный на 4 месяца позже своего «систершипа» еще нуждался в солидной доделке. Высоко оценив качество работ и предполагаемые проектные данные крейсеров, немцы принимают решение об их достройке и зачислении в состав своего флота. По окончании войны они намеревались достроить эти корабли по несколько измененному проекту и ввести их в состав Кригсмарине в качестве учебных. В связи с этим на крейсерах были проведены консервационные работы и им присвоили индексы КН-1 (бывший «De Zeven Provincien») и КН-2 («Eendracht»). Аббревиатура КН означала «Kreuzer Holland» (голландский крейсер). Дефицит материалов и последующие военные неудачи так и не позволили немцам начать достроечные работы. В конце 1944 года, когда союзники вступили на территорию Голландии, немцы спустили на воду корпус КН-1, намереваясь его затоплением заблокировать вход в порт Роттердама. Однако этот план не был осуществлен и по окончании военных действий Королевский военно-морской флот Нидерландов смог снова принять корпуса обоих кораблей, находившиеся благодаря довольно тщательно и грамотно проведенной немцами консервации, в очень хорошем состоянии. Поэтому, когда у Нидерландов появились средства (только в 1947 г.), приняли решение о достройке кораблей по существенно измененному проекту. Достройка так же шла весьма неспешно и, судя по всему очень качественно.

В 1947 году произошло очередное и совершенно нелогичное переименование: «Eendracht» стал именоваться «De Zeven Provincien» (спущен на воду в августе 1950 года), a «De Zeven Provincien» получил название погибшего в 1942 году флагмана ост-индского флота «De Ruyter». Крейсера были достроены по модифицированному с учетом опыта минувшей войны проекту, предусматривавшему оснащение кораблей более современным оборудованием, мощной энергетической установкой и усиленным зенитным вооружением.

Крейсер «Де Рейтер» в составе голландского флота
Крейсер «Де Рейтер» в составе голландского флота

Они вошли в строй в ноябре–декабре 1953 года имея следующие тактико-технические данные: водоизмещение – 8350 т стандартное, 10 972 т полное; основные размерения – 185,70 («De Ruyter») 187,32 х 17,25 х 6,65 м; 4 трехбарабанных котла «Werkspoor-Yarrow»; 2 паровые турбины «Parsons», 2 вала; мощность ЭУ – 85 000 л.с.; скорость – 32 (32,3) узла, дальность плавания – 6900 миль на 12 узлах. Бронирование: пояс – 50–75 мм, палуба – 20–30 мм, башни – 50–100 мм. Вооружение: 8 х 152 L\53 (4 х 2), 8 х 57 L\60 (4 х 2), 8 х 40 мм (8 х 1), 2 бомбосбрасывателя. Экипаж – 943–973 человека.

Главным калибром крейсеров выбрали универсальные 152-мм 53-калиберные орудия Model 1942 шведского производства, с автоматическим заряжанием. Эти орудия, разработанные фирмой «Бофорс», имеют очень высокую скорострельность и могут использоваться для стрельбы как по надводным, так и по воздушным целям. Орудия этого типа стреляют 45-килограммовым снарядом с начальной скоростью более 900 метров в секунду. Высокая скорость стрельбы – от 10 до 15 выстрелов в минуту – обеспечивается механизированной подачей снарядов, осуществляющей перезарядку при любом угле возвышения ствола. Необычной деталью этих орудий – отличающей их от американских и британских аналогов – является то, что заряды и снаряды хранятся и подаются раздельно, но перед заряжанием, снаряд вжимается в гильзу гидравлическим прибойником и подается в ствол уже как унитарный. Подобное решение требует очень высокой точности настройки этого механизма, но позволяет ускорить и упростить процесс заряжания. На крейсерах установлены четыре спаренные орудийные башенные установки главного калибра, по две в носу и в корме. Максимальная дальность (достигаемая при угле возвышения в 45 градусов) составляет 26 000 м. Потолок орудий по воздушным целям достигает (при угле возвышения 60 градусов) 15 250 м.

Главный калибр крейсера «Де Рейтер»
Главный калибр крейсера «Де Рейтер»

Зенитное вооружение состояло из четырех спаренных 57-мм 60-калиберных установок «Бофорс», шведского производства. Эти орудия имели очень высокую скорострельность, обеспечивая темп стрельбы до 120 выстрелов в минуту на установку. Досягаемость по высоте составляла 5500 м; установки эффективно дополняли тяжелые универсальные орудия, обеспечивая ПВО корабля в ближней зоне. На борту крейсера, зенитки «Бофорс» располагались ромбом. Одна была установлена в передней части носовой надстройки, стреляя поверх носовых башен главного калибра. Две располагались побортно в центре корпуса, между мачтами-трубами. Еще одна установка была расположена на кормовой надстройке, стреляя поверх кормовых башен главного калибра. Таким образом, можно было навести три спаренные 57-мм автоматические пушки в любую точку горизонта. Дополнительно, на крейсерах были установлены восемь автоматических 40-мм орудий «Бофорс» с длиной ствола в 70 калибров. Эти орудия имели вспомогательное значение; по четыре орудия было установлено с каждого борта вдоль надстройки.

В 1962–1964 годах «De Zeven Provincien» был перестроен в ракетный крейсер (вместо кормовых башен установлена 1 х 2 пусковая установка американской ЗУР «Terrier» — 40 ракет, РЛС типа AN/SPG-55).

«Де Зевен Провинсиен» после превращения в ракетный крейсер
«Де Зевен Провинсиен» после превращения в ракетный крейсер

Когда корабли по европейским меркам устарели, то оба были проданы Перу, «De Ruyter» в 1973 году, a «Provincien» в 1976-м после снятия с него ракетного вооружения, что было сделано по настоянию США. При этом крейсеры снова поменяли названия на «Альмиранте Грау» (CH-81 «Almirante Grau») и «Агирре» (CH-84 «Aguirre») соответственно. Последний в 1977 году вновь подвергся перестройке, получив ангар на 3 вертолета и посадочную площадку. В перуанском флоте эти корабли были признаны весьма ценными боевыми единицами, прожили долгую и спокойную жизнь, совершая визиты в иностранные порты и радуя сердца своих адмиралов и политиков.

Крейсер «Альмиранте Грау» под перуанским флагом в 1975 г.
Крейсер «Альмиранте Грау» под перуанским флагом в 1975 г.

«De Zeven Provincien» заложен 5 октября 1939 года на верфи «Rotterdam see Droogdok» (RDM) в Роттердаме. В мае 1940 года захвачен немцами, в августе 1941 года переименован в КН-1. Достройку корабля замедлял саботаж голландских рабочих, и корпус только 24 августа 1944 года спустили на воду. Немецкое командование планировало затопить его на Нью Ватервей (один из фарватеров, ведущих из Роттердама в открытое море), но этот план не осуществился. 10 октября 1946 года Голландия приняла решение о достройке корабля по измененному проекту. В 1947 году переименован в «Де Рейтер». 18 ноября 1953 года на корабле подняли военно-морской флаг. 26 февраля 1973 года крейсер исключен из списков флота, 7 марта 1973 года продан Перу, 23 мая этого же года вошел в состав флота, переименован в «Альмиранте Грау»* (CLM-81). ВМС Перу купили «голландца» в противовес приобретению Чили шведского крейсера.

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
Новости популярной науки12 марта 2022

*Крейсер назван в честь прославленного адмирала Мигеля Грау (Miguel Grau, 1834–1879), который погиб на борту броненосца «Уаскар» в битве с чилийцами при Ангамосе 8 октября 1879 года. Адмирал заслужил уважение как перуанцев, так и чилийцев. Отличался благородством. В бою при Икике 21 мая 1879 капитан 1 ранга Грау командовал «Уаскаром» (на борту которого он погибнет уже в звании контр-адмирала). Тогда он, потопив тараном чилийский корвет «Эсмеральда», приказал спасать чилийских моряков. А затем он написал проникновенное письмо вдове героически погибшего командира «Эсмеральды» капитана 2 ранга Артуро Прата (Agustín Arturo Prat Chacón; 1848–1879), вернув ей шпагу и личные вещи мужа.

Крейсер «Альмиранте Грау» – флагман перуанского флота
Крейсер «Альмиранте Грау» – флагман перуанского флота

В 1986–1987 годах корабль капитально отремонтирован и модернизирован в Голландии, при этом он был в значительной степени перевооружен и оснащен самым современным радиоэлектронным оборудованием, в частности были демонтированы все четыре 57-мм установки зенитных пушек «Бофорс». В ходе последующих работ, уже проводимых в Кальяо, крейсер получил дополнительное вооружение: восемь пусковых установок противокорабельных ракет «Otomat» — расположенные по четыре с каждого борта у кормовой мачты-трубы, две спаренные зенитные установки DARDO, вооруженные 40-мм/70 автоматическими пушками «Бофорс» — по бокам передней надстройки. Всего, на крейсере стало двенадцать 40-мм орудий «Bofors» в шести спаренных установках, которые группировались по три вокруг своих КДП на носовой и кормовой надстройках*. За счет этих модернизаций, боевое значение крейсера существенно возросло. На определенное время, «Альмиранте Грау», безусловно, стал сильнейшим надводным боевым кораблем в Южной Америке и являлся значимой частью перуанского флота.

*Справочники «Jane's» и «Conway's», а вслед за ними и некоторые авторы дружно утверждают, что крейсер имеет зенитное вооружение из 14 орудий в семи спаренных установках, что, однако, не подтверждается голландскими источниками.

Схема общего расположения крейсера «Альмиранте Грау», после модернизации 1993 г.
Схема общего расположения крейсера «Альмиранте Грау», после модернизации 1993 г.

Хотя в ходе модернизации в 1993 году «Almirante Grau» получил 8 ПУ противокорабельного ракетного комплекса «Otomat» Mk 2, основой вооружения вплоть до конца службы оставались четыре двухорудийные 152-мм башенные артиллерийские установки. В 1996 году две компактные артиллерийские установки «OTO Melara Твин» 40L70 ДАРДО заменили четыре одиночные зенитки «Bofors» 40/70 мм. В ряде весьма авторитетных источников, таких как «Jane’s Fighting Ships», сообщалось, что корабль выведен в резерв, используется в качестве плавучей казармы и т.д., но это не соответствовало действительности. Примером может служить участие крейсера в проводившихся в 2002 году американо-перуанских учениях SIFOREX 2002, учениях «Pre Unitas Anfibio Chavín» и «Unitas 45-2004» (лето 2004 года), «Unitas 2008» (2008 год). И только в 2010 году, крейсер-старожил был действительно выведен в резерв – расходы на его эксплуатацию, из-за устаревшей паротурбинной установки, работающей на все время дорожающем мазуте, оказались слишком высокими.

26 сентября 2017 года в главной перуанской военно-морской базе Кальяо состоялась церемония спуска военно-морского флага и вывода из состава ВМС Перу крейсера CLM 81 «Almirante Grau», а его название и функции флагманского корабля были переданы ракетному фрегату FM-53 «Montero». «Грау» оказался последним в мире артиллерийским крейсером, находившимся на службе. Еще в 2019 году предполагалось, что он будет сохранен как корабль-музей. Однако позже, 14 февраля 2022 года, было объявлено, что судно будет выставлено на продажу по начальной цене в 4 180 000 солей ($ 1 112 520).

Последний спуск флага на крейсере «Альмиранте Грау», 26.09.2017.
Последний спуск флага на крейсере «Альмиранте Грау», 26.09.2017.

«Kijkduin» заложен 19 мая 1939 года на верфи «Вилтон Фиенорд» в Шпиедаме. Первоначально назвался «Кижкдуин» («Kijkduin»), но в этом же году был переименован в «Эендрахт» («Eendracht»). В мае 1940 года захвачен немцами на стапеле. В августе 1941 года переименован в КН-2. В 1944 году вернулся в Голландский флот. 1 октября 1946 года принято решение о достройке корабля по измененному проекту. 22 июля 1947 году переименован, решением королевы, в «Де Рейтер», 22 августа 1950 года спущен на воду под названием «Де Зевен Провиньсьен». 17 декабря 1953 года вошел в состав флота, в 1961–1962 годы модернизирован и превращен в ракетный крейсер с ПУ ЗРК вместо двух кормовых 152-мм башен и 57-мм ЗАУ.

Крейсер «Агирре» в составе перуанского флота
Крейсер «Агирре» в составе перуанского флота

Вооружение: 2 х 2 152-мм АУ, 3 х 2 57-мм АУ, 4 х 1 40-мм АУ, 1 х 2 ПУ для ракет «Terrier» RIM-2. 17 октября 1975 года исключен из списков флота, 7 июля 1976 года передан Перу (из-за запрета США без ракет). 17 августа вошел в состав Перуанского флота под названием «Агирре» (CH-84 «Aguirre»). При этом он перестроен в крейсер вертолетоносец с ангаром для 3 вертолетов, который был сооружен вместо пусковой установки ЗРК «Terrier». Крыша ангара – вертолетная площадка: 20 х 16,46 м. Главная полетная палуба: 35 х 17 м. Вооружение: 2 х 2 152-мм АУ, 3 х 2 57-мм АУ, 2 х 2 40-мм АУ, 2 РБУ. Экипаж – 856 человек.

Боковая проекция крейсера-вертолетоносца «Агирре»
Боковая проекция крейсера-вертолетоносца «Агирре»

На период пока «Адмиранте Грау» проходил капитальный ремонт в Нидерландах, «Агирре» был назначен флагманом флота и временно переименован в «Almirante Grau». Эти действия, вызванные желанием ничего не менять в штабных «бумагах», вызвало многочисленные неувязки в разных справочниках.

К 1990-м годам механизмы крейсера все чаще стали вести себя в соответствии со своим почтенным возрастом, но отсутствие фондов не позволило провести более-менее серьезную модернизацию. Поэтому 21 марта 1999 года крейсер был списан.

Таким образом, на основе удачного легкого крейсера «De Ruyter» (1933 г) голландцами был создан проект колониального крейсера, вполне отвечающий требованиям конца 1930-х годов, хотя, впрочем, и далекий от идеала, как пытаются утверждать некоторые авторы. Не уступая современникам в бронировании бортов и артиллерийских башен, голландские крейсера в 1,5–2 раза уступали им по горизонтальной защите. Не лучшим образом обстояло дело и с вооружением кораблей. Незначительно превосходя по количеству стволов главной артиллерии японские, французские и немецкие легкие крейсеры меньшего водоизмещения, «эендрахты» имели на 2–4 орудия меньше, чем такие же по размерам английские корабли типов «Southampton» (9100 т) и «Belfast» (10 550 т) или американские «бруклины» (9767 т). Слабость зенитного вооружения являлась общим недостатком всех кораблей того периода, но и здесь голландцы, отказавшиеся от артиллерии среднего калибра, оказались чуть ли не самыми слабыми среди современников. Следует также отметить более низкую (на 1–2 уз.) скорость хода и совсем не рекордную дальность плавания.

Тем не менее, голландские крейсеры типа «Kijkduin» («Eendracht», «De Ruyter») являлись достойными представителями своего класса, вполне современными и хорошо сконструированными кораблями, прошедшими в течение своей послевоенной службы несколько модернизаций и перевооружений. Они входили в состав флотов двух государств и оставались в строю свыше пятидесяти лет. По результатам столь затяжной эксплуатации, вначале во флоте океанской колониальной державы, а затем во флоте Перу – страны, побережье которой не спокойное внутреннее море, а Тихий океан, можно сделать выводы о великолепной мореходности крейсеров, столь же великолепном по прочности наборе и очень высоком общем качестве постройки.

Больше крейсеров голландцы не строили и даже не проектировали. Впрочем, сегодня не только крейсера, но и эсминцы, окончательно превратились из «рабочих лошадок» ВМС в «предмет роскоши», доступный только самым развитым и богатым странам. Более того, в настоящее время класс классических артиллерийских крейсеров, повторив судьбу линкоров, практически закончил свое существование.

Автор: Юрий Каторин

Кот настоятельно рекомендует подписываться на журнал "Наука и Техника"

Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует канал Сергея Мороза.

#история #техника #флот #кораблестроение