У каждого шамана есть обязательный набор для ежедневных ритуалов и особенных случаев. Разумеется, если у вас вдруг не окажется под рукой чего-то из списка, не стоит отменять мероприятие, но разбираться, что у шамана, зачем и почему не помешает.
Перед камланием шаман призывает духов-помощников колокольчиком, флейтой или свистульками из натуральных материалов. Колокольчиками нужно звенеть, бубенчиками – греметь, в свистульки – свистеть как можно громче.
Родовых духов привлекают инструментом из берцовой кости животных. Интересный факт: в Тибете атрибуты для призыва духов делали из костей монахов. В Тибете нет деревьев для погребального костра и земли для могил. Если человек при жизни был монахом, его кости священны. Череп монаха – капала – становится чашей для подношений. Берцовые кости – ган лин – дудками для призыва духов в ритуалах.
Дудочка из дерева или бересты доносит просьбу до животных и птиц.
Камча (кымчы) – кожаная плетка с твердой ручкой. У моей плетки ручка из яблони, которая выросла в саду моего прадеда. Камчу пропитывают потом коня. Кормить ее не нужно, она питается негативной энергией и эмоциями во время камлания.
Колокольчики - чтобы звать духов.
Валдайский колокольчик (язычок «смотрит» вниз) направлен на духов Нижнего мира. Через него общаемся со всеми мертвыми, разговариваем с Нижним миром, лечим.
Шанг (с язычком наверх) – для духов Верхнего мира.
Для духов Среднего мира караталы – две одинаковые медные или бронзовые тарелочки, у них вовсе нет никакого язычка, они звучат с помощью ударов друг о друга.
Бубенчик с язычком внутри хранит в себе духа, и звук бубенчика будет голосом самого духа.
Коновязь – возле нее оставляют своих коней Мать Огня и духи на время камлания - пешком они не ходят, передвигаясь исключительно верхом.
Шаман создает коновязь в сильные дни новолуния, полнолуния, летнего или зимнего солнцестояния, или осеннего или весеннего равноденствия.
Копыта коня – это атрибут только для призыва. Здесь все просто: духи приезжают на конях, и имитация стука конских копыт – лучший для них звук. Все, что издает звук, дает определенную вибрацию.
Лампада - Металлическая чашечка с небольшим углублением для фитиля. Или обычная картофелина: разрежьте пополам и выскоблите мякоть, оставив стенки толщиной 5 мм. Для фитиля: спичка или зубочистка, навертите на нее вату (в моем детстве так делали ватные палочки). Разогрейте топленое масло и вылейте в картофельную чашечку, пропитав и фитиль. Использовать такую лампаду по назначению можно сразу, а когда масло застынет, ее будет проще переносить.
Нож – атрибут женщины-шамана. Ножи бывают двух видов: кованые из бронзы (для лечения и духовных практик, ими ничего не режут) и для жертвоприношений (но приносить жертву помогает помощник, потому что руки шамана нельзя окунать в кровь).
Рог быка, козла, буйвола, яка и прочих, в качестве примитивных духовых инструментов.
Тос-карак ([тос карак] тос – девять, карак – глаз, «девятиглазка») - ложка для кормления духов, должна быть деревянной с 9ю отверстиями (чтобы кормить одновременно все 9 небес). Наполняем ложку молоком и делаем подношение девяти небесам Верхнего мира, водкой – девяти небесам Нижнего мира. У некоторых шаманов есть семиглазые и тринадцатиглазые ложки, но начинающим свой путь в шаманизм лучше иметь именно «девятиглазку».
Тун (большая морская раковина) - призывать Хозяйку Воды и русалок (водяных духов) на обрядах очищения и при лечении женских болезней. Амулет от несчастий и для привлечения материальной стабильности.
Улугf-ээрен ([улугх ээрен]) – «Великий ээрен» - может быть выполнен в двух вариантах. Один находится постоянно на одном месте, другой можно брать везде с собой. Первый всегда висел на мужской половине – слева от входа. Это было местом пребывания всех духов.
Хадак – длинный узкий платок, традиционно используется в Туве, Бурятии, Монголии. О нем я уже писал здесь.
Хомыс (варган, хомус, дрымба) – при должном обращении способен заменить бубен, может призвать любых духов.