Удивительно, но некоторые люди всерьёз считают генерала Андрея Власова и других подобных ему предателей – убеждёнными борцами с советской властью и сталинизмом. Хотя очевидным является то, что эти люди просто хотели выжить, сохранить свою жизнь и здоровье во вражеском плену. И для достижения этой цели шли на любое предательство.
Среди таких «деятелей» был и попавший в плен при выходе из Киевского котла генерал-майор Александр Ефимович Будыхо.
Этот человек связал свою судьбу с военной службой ещё в 1914 году: окончил школу прапорщиков и отправился на Первую мировую. К концу войны был командиром роты в чине поручика.
Превращение из храброго офицера, верного делу партии – в «борца с большевизмом»
В Красной Армии – почти со дня её основания. К 1940 году вырос от командира роты до командира дивизии – 171-й стрелковой. Она сражалась в Киевской оборонительной операции стойко и решительно. Генерал Будыхо дважды был ранен, после чего 26 сентября 1941 г. передал командование начальнику штаба, а сам в сопровождении двух бойцов и младшего лейтенанта решил выходить из окружения. Они добрались до самого Белгорода, но там 22 октября их задержал немецкий патруль.
В плену бывшему генералу оказали медицинскую помощь, и после пребывания в Полтавском и Владимиро-Волынском лагерях, в апреле 1942 года отправили в концлагерь Хаммельбург. Там содержались высшие офицеры Красной Армии – пленные полковники и генералы. И не просто содержались, а подвергались давлению, с целью убедить их перейти на службу гитлеровцам.
Александр Будыхо оказался человеком сговорчивым. В июне 1942-го его завербовал в свой свежесозданный «Политический Центр Борьбы с большевизмом» бывший комбриг РККА Иван Бессонов. Этот человек до 1940 года служил в Главном управлении пограничных войск НКВД, а потом за некие проступки был переведён в РККА.
В плену он проявил предприимчивость и даже претендовал на роль главы всего антисоветского движения, конкурируя потом и с Власовым.
Будыхо получил от Бессонова высокий пост «начальника контрразведки ПЦБ». В функции его отдела входило через специальную агентуру выявлять среди участников организации неблагонадёжных, просоветски настроенных лиц и заводить на них специальные дела.
Впоследствии на допросах Будыхо говорил, что он никого не выявил: должность его была мифической. Как, в принципе, и вся «антибольшевистская» организация Бессонова. Они лишь изображали видимость бурной деятельности.
Поэтому ПЦБ и просуществовал всего пару месяцев. Дольше морочить им голову немцы не дали. Большинство «бессоновцев» они отправили в лагерь Заксенхаузен, где использовали в качестве банальных камерных агентов – «подсадных уток» и «стукачей».
Карьера в РОА сразу же не задалась
Будыхо этого избежал. Он изъявил желание перейти в РОА, и в чине генерал-майора этой армии был назначен на должность штаб-офицера по обучению и подготовке восточных войск при 710-м восточном полку в полосе немецкой 16-й армии группы армий «Север». 16 сентября Будыхо прибыл к месту службы, в посёлок Чудная Гора. Казалось, карьера генерала-«освободителя» пошла в гору.
Но вскоре случилось ЧП. 10 октября 2 русских батальона 710-го восточного полка перестреляли немецких офицеров и ушли к партизанам, вместе с оружием и снаряжением. Повторилась ситуация августа 1943 года с русской бригадой СС «Дружина».
Кому-то пришлось бы за это ЧП держать ответ перед немецкими хозяевами. И Будыхо узнал, что одним из «стрелочников» назначен он. На 14 октября был запланирован отъезд несостоявшегося генерала РОА обратно в офицерский лагерь Хаммельбург. Вряд ли Александр Ефимович остался бы в генеральском чине – скорее всего, вслед за «бессоновцами» был бы переведён в разряд рядовых барачных «стукачей».
Его это не устраивало, и в ночь на 13 октября Будыхо дезертировал. Вдвоём со своим денщиком Хижинским он просто скрылся в лесу.
Расчёт на чистосердечное признание и прощение Родины
Неизвестно, на что рассчитывал Будыхо. Скорее всего, решил сдаться советским войскам или партизанам, а потом вымолить прощение за своё предательство: ведь он никого не убивал!
Через шесть дней на Будыхо и Хижинского наткнулись бойцы 4-й Ленинградской партизанской бригады. 7 ноября бывшего генерала РККА и несостоявшегося генерала РОА доставили самолётом в Москву и взяли под стражу. Будыхо стал давать подробные показания. А если он что-то забывал про себя, то ему напоминал бывший генерал РККА и «эсэсовец-«Дружинник» Павел Богданов, с августа 1943 года тоже «томящийся в застенках».
Именно от А.Е. Будыхо и от П.В. Богданова в Москве узнали из первоисточников об активной вербовке советских старших офицеров в РОА и о несгибаемой воле многих из них. В том числе и генерала Карбышева.
В апреле 1950 года бывшие генералы Будыхо и Богданов были расстреляны по приговору советского суда, за измену Родине. Если вина Богданова никогда не подвергалась сомнению, то дело Будыхо дважды пересматривалось – в 1956 и в 1982 годах. Однако оснований для отмены приговора или реабилитации Главная военная прокуратура СССР не нашла.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, какое наказание заслужил Будыхо?