Маркетплейсы работают с продавцами по двум основным схемам: FBS и FBO. Крупные игроки рынка, OZON и Wildberries, практикуют обе модели сотрудничества и даже их комбинации.
В случае выбора FBS фулфилмент ложится на плечи продавца, при выборе FBO — на торговую площадку. Также возможна передача функции фулфилмента третьему лицу — независимой службе доставки. Например, курьерская служба «Контакт» оказывает услугу фулфилмента, принимает платежи от покупателей и заботится о товаре в случае частичного выкупа.
Фулфилмент маркетплейса — FBO
Распространенная модель сотрудничества — FBO. По условиям соглашения, маркетплейс берет на себя подготовку и доставку товара, самостоятельно осуществляет хранение и комплектацию, работает с возвратами и частичным выкупом. Модель сотрудничества удобна для обеих сторон: магазин не тратит время на исправление ошибок при подготовке товара, а продавец не переплачивает за сотрудников, которые занимаются комплектацией и маркировкой. Несмотря на схожесть моделей FBO у большинства маркетплейсов, существуют нюансы, которые нужно знать продавцам перед началом работы.
FBO на OZON
При заключении договора на FBO с маркетплейсом OZON заботы продавца сводятся к своевременной поставке товара в точку отгрузки. Для отчетности ведется электронный документооборот — для ряда продавцов заполнение многочисленных позиций в форме становится камнем преткновения. Ведение длинных таблиц отнимает много времени и повышает вероятность ошибок, однако так маркетплейс стремится максимально ускорить процесс продаж для покупателей.
Особенности поставок на склады OZON:
- вес товара не более 25 кг — для некрупногабаритных товаров;
- продавец самостоятельно осуществляет выгрузку товара, а если используется электропогрузчик, выдвигаются особые требования к автомобилю;
- поставка на склад осуществляется в строго отведенное время.
Объем товара указывается в литрах, и для продавцов устанавливаются отдельные лимиты на поставки, исходя из габаритов товара и востребованности позиций у покупателей.
FBO на Wildberries
Маркетплейс принимает заявки на поставку без выходных в любое время суток, что делает его более привлекательным для продавцов. Электронный документооборот существует, но необязателен. С недавнего времени комиссия на WB стала гибкой, т.е. зависит от категории товара, что также удобно для поставщиков. Операционные процессы автоматизированы, однако расходы на логистику и хранение достаточно высоки. Торговать на Wildberries по системе FBO выгодно, если товар пользуется стабильным спросом и относится к среднеценовой категории.
Фулфилмент продавца — FBS
При взаимодействии с маркетплейсом по модели FBS хранение и подготовка товара выполняется продавцом. Маркетплейс выполняет роль онлайн-витрины и собирает заказы у покупателей. Это позволяет продавцу контролировать процесс, вести свою статистику продаж и не переплачивать за невостребованные позиции. Однако на этапе подготовки товара могут возникнуть сложности, что обусловлено особыми требованиями со стороны маркетплейсов.
FBS на OZON
Требования к габариту и весу товара при самостоятельной доставке до ПВЗ у OZON менее строгие. Что касается упаковки, то товар не может быть в черном пакете, сверху обязательно проставляется маркировка. В основном товары перевозят в картонных коробках, стрейч-пленке. Более подробно требования к подготовке груза для приемки прописаны в регламенте.
FBS на Wildberries
Действующую систему приемки товаров на WB считают более сложной, и новичку непросто разобраться с тонкостями подготовки груза. Маркетплейс выдвигает множество требований к оформлению груза и документообороту. Из-за ошибок при подготовке товара случаются задержки поставок, что негативно сказывается на репутации продавца.
Несмотря на это, работать по системе FBS на Wildberries дешевле. Для товаров, требующих тестирования, такая модель продаж наиболее предпочтительна.
Идеальной системы сотрудничества с интернет-магазинами не существует. Большинство продавцов комбинирует имеющиеся схемы, чтобы получить максимум продаж и не переплачивать маркетплейсу.