Любителям музыки не нужно рассказывать, кто такой был Игорь Стравинский. Это великий русский композитор, которого заслуженно считают одним из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры ХХ века. Он был последовательно гражданином Российской Империи, потом Франции (1934), а потом США (1945), так что можно считать его космополитом.
Многие великие музыканты проявляли свои способности еще в детском возрасте. Моцарт написал концерт для клавесина в четыре года, Сергей Прокофьев сочинял музыку в пятилетнем возрасте, Фредерик Шопен написал полонез в шесть лет, а Ференц Лист первый свой вальс сочинил в одиннадцать.
Стравинский написал первые произведения только в 1906 году (в возрасте 24 лет), зато учителя себе нашел воистину великого, можно сказать, лучшего в России на тот момент. Николай Римский-Корсаков давал Игорю Стравинскому частные уроки дважды в неделю в течение четырех лет подряд.
Однако 8 июня 1908 года Римский-Корсаков скоропостижно скончался от инфаркта миокарда. На Стравинского это произвело такое впечатление, что он написал в честь своего учителя «Погребальную песню». Она была исполнена первый и единственный раз — 30 января 1909 года. Музыка прозвучала в программе первого "Русского симфонического концерта", посвященного памяти Римского-Корсакова (дирижером стал композитор Феликс Блуменфельд).
Сразу после этого ноты куда-то подевали, а Стравинский в последующие годы был так занят созданием партитур к балетам «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная», что совсем забыл про свою «Погребальную песнь». Мало того, он напрочь забыл саму мелодию.
Перед первой мировой войной в 1914 году семья Стравинских выехала в Швейцарию. Сначала они ждали окончания войны, потом произошла революция. В общем, в Россию они уже не вернулись, партитура на смерть учителя так и не нашлась, а вспомнить свою же музыку Стравинский так и не смог. В отечественных и зарубежных каталогах напротив строки с произведением традиционно значилась формулировка "Не издано/утеряно".
Сам Стравинский писал об этом так: «К несчастью, партитура этого произведения пропала в России во время революции вместе с множеством других оставленных мною вещей. Я забыл эту музыку, но хорошо помню мысль, положенную в ее основу. Это была как бы процессия всех солирующих инструментов оркестра, возлагающих по очереди свои мелодии в виде венка на могилу учителя на фоне сдержанного тремолирующего рокота, подобного вибрации низких голосов, поющих хором. Вещь эта произвела сильное впечатление как на публику, так и на меня самого».
Уже в наше время, весной 2015 года, во время переезда Нотной библиотеки Санкт-Петербургской государственной консерватории был обнаружен склад-схрон списанных нот, подлежащих уничтожению. По чьему-то разгильдяйству эти ноты так и не сожгли. Так вот среди этой макулатуры совершенно случайно были обнаружены 58 оркестровых партий «Погребальной песни». Имея на руках столько материала, оставшиеся партии реконструировала группа ученых-музыковедов из Санкт-Петербургской консерватории под руководством Наталии Брагинской.
Это событие получило большой резонанс. Лучшие дирижеры и оркестры мира соревновались за право первого (в новой жизни) исполнения «Погребальной песни». В итоге, повторная премьера состоялась 2 декабря 2016 года на сцене Концертного зала «Мариинки». Дирижировал оркестром, само собой, Валерий Гергиев.