Для гармоничного речевого развития ребенка родителям следует обратить внимание на интересные и полезные упражнения, которые полезны даже с маленькими детьми.
Нейропсихологи обязательно рекомендуют развивать не только речь, но и внимание, память, мышление, воображение ребенка. Для этого используется артикуляционная гимнастика и всевозможные упражнения на развитие мелкой моторики. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и мелкой моторики, расположены близко друг к другу и функционально связаны между собой, поэтому стимуляция одного приводит к активации другого. Важно: даже если речь малыша развивается согласно возрастным нормам, регулярные занятия лишними не будут. При этом занятия не должны быть продолжительными, чтобы малыш не переутомлялся.
Развитие фонематического слуха также способствует нормальному речевому развитию ребенка.
Фонематический слух отвечает за восприятие звука человеческой речи. Если она не развита, дети часто путают звуки типа «т» и «д», неправильно их произносят, а потому в дальнейшем также будут писать и читать с ошибками. Для развития мелкой моторики полезно играть в кубики, играть в конструктор, собирать мозаику, лепить из пластилина, застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
Старые добрые пальчиковые игры («Сорока-белобока», «Ладушки») стимулируют различные точки и нервные окончания на руках. Эффективен и пальцевый массаж, его можно делать с рождения.
Счет и подвижные игры развивают у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движения, ритмично двигаться, работать с интонацией голоса и правильно расставлять ударения.
Словарная игра: «Назови как можно больше слов, которые означают...». Данное занятие направлено на пополнение активного словарного запаса ребенка и расширение его кругозора.
Ребенок подбирает слова для мебели, овощей, деревьев, цветов, игрушек, профессий. Есть и другой вариант упражнения: мама перечисляет три предмета, а ребенок одним словом отвечает, как их можно назвать.
Упражнения на развитие связной речи: «Кто что делает?» Задача малыша – соотнести предмет и его действие:
«Я назову слово, а вы скажете, что может этот предмет. Идет снег, и гремит гром…».
Также очень интересна и полезна игра-описание, тренирующая речевые навыки и наблюдательность. Сначала мама берет предмет и описывает: «Мяч красный, круглый, гладкий». Затем он передает это ребенку, и тот описывает предмет своими словами.
По статистике, задержкой речевого развития страдает каждый 5-й ребенок.
Как предотвратить задержку речевого развития?
И что делать, если поставили ЗРР?
Ответы на эти вопросы вы найдете на вебинаре.
Содержание вебинара:
1. Актуальность проблемы задержки речи у детей.
2. Как формируется речь в процессе роста и развития ребенка.
3. Виды речевых нарушений.
4. Виды задержек речи.
– Алалия. ЗРР алалического характера.
– Дизартрия. ЗРР дизартрического характера.
– Ринолалия. ЗРР ринолалического характера.
– ЗРР, обусловленная нарушениями слуха.
– ЗРР аутического характера.
– ЗРР, обусловленная ЗПР.
– ЗРР, обусловленная интеллектуальной недостаточностью.
5. Диагностика задержек речи в раннем возрасте (0-3 г.).
6. Коррекция задержек развития речи.
6.1. Медикаментозное лечение.
6.2. Логопедическая коррекция.
6.3. Аппаратные методы коррекции.
6.4. Телесные методы.
7. Что родители могут делать сами для профилактики и коррекции задержки речи у своих детей?
– Как развивать гуление и лепет.
– Игры и упражнения на формирование зрительного и слухового восприятия.
#нейропсихолог #логопед #тюмень #нейротори #реабилитация #нейрореабилитациядетей