Найти тему
МК

Московский академический музыкальный театр на открытии сезона недосчитался нескольких артистов

Несмотря на то что сезон в Московском академическом музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко начался ещё 10 сентября, сбор труппы прошел только сейчас. Балетная труппа «Стасика» с «Лебединым озером» с огромным успехом гастролировала сначала в Бангкоке, а затем переместилась в Красноярск, где в рамках фестиваля «Золотая маска» показала вечер современной хореографии.

    Гендиректор МАМТа Андрей Борисов на сборе труппы подводит итоги минувшего сезона. Павел Ященков
Гендиректор МАМТа Андрей Борисов на сборе труппы подводит итоги минувшего сезона. Павел Ященков

Открывая 104-й сезон, и гендиректор театра Андрей Борисов, и худруки оперы и балета Александр Титель и Максим Севагин были кратки и немногословны. Руководители театра подвели итоги сезона предыдущего и объявили планы на следующий.

«Несмотря на очевидные сложности, прошедший сезон оказался для нас успешным: мы сыграли в общей сложности 210 оперных и балетных спектаклей, театр посетило более 130 тысяч зрителей. По ряду показателей мы приблизились к допандейминым сезонам. В крайне непростых условиях и в опере, и в балете мы смогли представить оригинальную программу» - сообщил в начале своего выступления Андрей Борисов, который также обозначил ключевой принцип художественной политики театра – «Баланс традиций и обновления – то, что отличает наш театр исторически, то, к чему мы стремимся. В программе нового сезона – спектакли большой и малой художественных форм, разной эстетической направленности. Постановочные команды нового сезона – это и мэтры, и молодые постановщики, заявившие о себе в последнее время».

Сообщил Андрей Борисов и о присоединении с ноября к Музыкальному театру труппы «Новый балет». «Мы сделаем все, чтобы новым артистам было хорошо и комфортно, но в тоже время мы понимаем и свою ответственность, и через какое-то время, где-то через год, будет проведена аттестация, чтобы понять, как артисты этого театра будут вписываться в нашу балетную труппу. Я очень надеюсь, что они найдут своё место».

Озаботился гендиректор и насущными бытовыми проблемами артистов. Аплодисментами встретила труппа его сообщение, что отныне комплексный обед в театре будет не дороже 220 рублей. Но это в театральной Москве не рекорд - например, в Вахтанговском обед из четырех блюд стоит 135 рублей.

Это первый сезон Максима Севагина в качестве художественного руководителя. На важный пост 25-летний балетмейстер был назначен после отъезда в марте этого года в связи с началом спецоперации прежнего худрука этуали Парижской оперы Лорана Илера. И начинается он для самого молодого худрука в мире не слишком благополучно. После его назначения многие артисты «Стасика» покинули труппу. Так, не видя для себя перспектив, ушел из труппы такой прекрасный танцовщик, как Борис Журилов. На сборе труппы я слышал о намерении покинуть компанию другого солиста театра Леонида Леонтьева. Ходят слухи и об уходе из театра прима-балерины Марии Бек. Во Владивосток на «Приморскую сцену Мариинского театра» уехали такие перспективные артисты, как Ксения Абдукаримова и Георгий Стельмах…

Начал свою речь новый худрук, поминая хорошими словами прежнего руководителя Лорана Илера, который, по его словам, «образовывал не только публику, но и артистов» и создал в театре «платформу для толчка, для рождения совершенно новых спектаклей на сцене».

Основная премьера сезона - давний проект Музыкального театра балет «Щелкунчик», который для сцены «Стасика» переносит такой модный ныне хореограф, как Юрий Посохов из репертуара какой-то малозначительной американской компании, где ставил этот балет Чайковского ранее. Наиболее известен этот хореограф театральной Москве такими своими балетами, как «Нуреев», «Магриттомания», «Герой нашего времени» и в Москве последнее время ставит особенно много. В позапрошлом сезоне он осуществил для Большого театра нашумевший балет по пьесе Чехова «Чайка». А в сезоне нынешнем планирует поставить для главного театра страны «Пиковую даму», тоже на музыку Чайковского и композитора Юрия Красавина.

По сравнению с американской версией «Щелкунчика» для московской труппы балет будет переделан и расширен и представляет из себя практически новую версию. Начал репетиции «Щелкунчика» Посохов в театре довольно давно, и балет уже несколько раз объявлялся в планах ещё при Лоране Илере, однако по разным причинам сроки переносились. По мере реализации проекта сменилась и американская команда, которая должна была его осуществлять, и в итоге балет выйдет к зрителю в сценографии Полины Бахтиной, художником по свету заявлен Нирек Туманян, а видеохудожником - Сергей Рылко. Художник по костюмам остался от старой американской команды - Сандра Вудалл, а дирижером-постановщиком станет молодой дирижер Иван Никифорочкин.

Про судьбу любимого зрителями классического «Щелкунчика» Василия Вайнонена, который идет в театре более 30 лет с начала 90-х, новый худрук балета ничего не пояснил. Заметим, что при наличии такой популярной редакции этого балета, как редакция Вайнонена, с заменой его на новую редакцию театру можно было бы и повременить, ведь в репертуаре «Стасика» никогда не было другого балета Чайковского «Спящая красавица», более полезного в данный момент для труппы. Премьера нового «Щелкунчика» должна будет состоятся 25, 26 и 27 ноября.

Ещё один балетный проект театра, который также должны были показать в прошлом сезоне, балет самого Максима Севагина на музыку Антонина Дворжака Bloom. Это возобновление. Балет первоначально ставился новым худруком балетной труппы ещё в свою бытность обыкновенным кордебалетным артистом при Лоране Илере для хореографических мастерских театра. Но теперь, по словам худрука, он тоже будет «расширен и видоизменен».

Театр, как и другие балетные компании страны, сейчас, по-видимому, имеет проблемы с приглашением хореографов, потому что ставит для него новый худрук в этом сезоне сразу несколько своих работ. Другой, на этот раз уже новый одноактный балет Максим Севагин должен показать летом, в составе программы вместе с другими хореографами: Павлом Глуховым и Ксенией Тернавской. Музыку он выбрал на сей раз Даниэля Обера и Жака Оффенбаха, а дирижером постановщиком нового балета станет музыкальный руководитель «Стасика» Феликс Коробов. Новый балет Максим Севагин планирует поставить в духе популярного балетного жанра – «класс-концерта».

Балеты и Ксении Тернавской, и Павла Глухова Максим Севагин уже представлял зрителям Музыкального театра на завершавшем прошлый сезон Гала-концерте под названием «Программа №1». Новые балеты этих хореографов, по словам худрука, будут продолжать развивать артистов «Стасика» в современном направлении.

Будет в этом сезоне в «Стасике» и балетная премьера на Малой сцене, намеченная на апрель. Причем рассчитана она не столько на взрослых зрителей, но главным образом на детей и подростков. Балет «Зазеркалье» по детской книге английского математика и писателя Льюиса Кэрролла поставит другой участник «Программы №1» танцовщик «Стасика» Константин Семенов. Для этого спектакля театр специально заказал композитору Василию Пешкову новую музыку, а задуман новый балет как иммерсивный, то есть зрители смогут принять в нем участие в том числе и непосредственно сами.

Естественно, представил Максим Севагин на сборе труппы новых артистов, пополнивших балетную труппу, а также объявил о перемещениях по «карьерной лестнице»: так Герман Борсай и Иннокентий Юлдашев стали ведущими солистами, Юлия Балашева – первой солисткой, а Джошуа Трия и Энхмунх Оюнболд – вторыми солистами.

В оперных планах 104-го сезона две премьеры: «Норма» Винченцо Беллини в постановке Адольфа Шапиро (дирижер-постановщик — Владимир Спиваков) намечена на начало марта, а «Царская невеста» Римского-Корсакова (режиссер — Дмитрий Белянушкин) должна состояться в июне.

По традиции как всегда отметили на сборе труппы и достижения своих сотрудников. И некоторых из них поздравили с круглыми и некруглыми датами работы в театре. Правда поздравляли почему-то выборочно и не всех: так с 25-летием работы в театре не поздравили в прошлом сезоне прекрасного танцовщика Романа Маленко, ведшего когда-то в труппе почти весь балетный репертуар. Не исправили эту ошибку и ныне. И это далеко не единственный многолетний сотрудник театра, которого забыли поздравить.

Закончился сбор труппы другой театральной традицией – кинокапустником. При бывшем гендиректоре этого театра Владимире Урине такая традиция в «Стасике» долгое время существовала, но с его переходом в Большой вслед за ним переместилась в главный театр страны. Новый гендиректор с этого сезона решил её возобновить. Так что и теперь, как много лет назад, сотрудники театра открыли свой 104-й театральный сезон смехом.

Автор: Павел Ященков