Найти в Дзене

Интервью Председателя СК России А.И. Бастрыкина в «Российской газете»

Председатель Следственного комитета России Александр Иванович Бастрыкин в интервью «Российской газете» рассказал о том, как сократить время расследования и почему нужны единые критерии достаточности собранных доказательств.

Александр Иванович, не секрет, что работа по некоторым уголовным делам длится годами и об этом не говорит только ленивый. А ведь совсем недавно исполнилось 15 лет с момента начала реформы следственных органов, которая завершилась созданием Следственного комитета в 2011 году. О качестве следствия, в том числе и о его сроках, регулярно говорят на коллегиях вашего ведомства и различных совещаниях. Раскройте секрет - за десятилетие работы СК удалось ли сделать так, чтобы расследование уголовных дел было действительно оперативным?

Александр Бастрыкин: С момента образования Следственного комитета России принимался комплекс мер организационного характера. Статистические данные свидетельствуют о том, что эти меры способствовали постепенному сокращению сроков предварительного следствия. Если в 2011 году в срок, не превышающий двух месяцев, был расследован 61 процент уголовных дел, то в текущем году этот показатель увеличился до 67 процентов.

Подчеркну, что увеличилось количество расследованных тяжких и особо тяжких преступлений. В том числе преступных деяний прошлых лет, преступлений, совершенных организованными преступными группами и преступными сообществами, коррупционной и экономической направленности.

Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство уже несколько лет идет по пути смягчения в части экономических преступлений, в том числе в сфере предпринимательства. Прозвучало предложение о том, чтобы не содержать под стражей более 12 месяцев граждан, обвиняемых в совершении преступлений в этой сфере. Вы считаете, что это часть закономерного процесса либерализации?

Александр Бастрыкин: Существующие нормы в достаточной степени защищают подозреваемых и обвиняемых от необоснованного избрания меры пресечения в виде заключения под стражу и ее продления. Закон устанавливает предельные сроки содержания под стражей. Для лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, в исключительных случаях такой срок может превысить 12 месяцев, но ограничен 18 месяцами. Дальнейшее его продление не допускается.

Основания применения этой меры пресечения к предпринимателям подробно регламентированы нормами уголовно-процессуального законодательства.
Если в законе закрепить формулировку "в связи с осуществлением предпринимательской деятельности" и формально применять ее, это может повлечь негативную практику и расширение круга лиц, подпадающих под действие предлагаемой уголовно-правовой нормы.

Александр Иванович, в профессиональном сообществе активно обсуждается предложение - установить так называемый пресекательный срок в один месяц для отмены прокурором и руководителем следственного органа незаконного решения об отказе в возбуждении уголовного дела и введение последующей отмены таких решений только судом. Какую позицию занимает Следственный комитет?

Александр Бастрыкин: На сегодняшний день законодателем достаточно детально урегулирована процедура изучения материалов процессуальных проверок, по итогам которых следователем принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направляется заявителю и прокурору. В случае признания отказа в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным прокурор или руководитель следственного органа вправе признать решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным и отменить его. И порой для обеспечения прав потерпевшего может потребоваться даже повторная отмена решения об отказе в возбуждении уголовного дела для проведения дополнительных проверочных мероприятий и установления объективной картины произошедшего.
Статистические данные и правоприменительная практика говорят о том, что введение пресекательного срока не приведет к положительному эффекту, а, скорее, наоборот, повлечет трудности и ухудшение качества проверки материалов.
Срока в один месяц недостаточно для качественной проверки всех принятых процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовных дел. К тому же зачастую следователи дислоцированы достаточно далеко от следственного органа или надзирающего прокурора, что также будет способствовать затягиванию указанного срока.

Ознакомиться с полным текстом можно здесь


#СледственныйКомитет #СКРоссии #СКР #ИЦСКР #Информационныйцентр #АлександрБастрыкин #ПредседательСКР