Полностью посыл Христа людям звучит так: "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники."
Кто такой ближний?
В более древние времена Ветхого Завета, ближним был соплеменник и единоверец, и любовь к ближнему порождала солидарность между членами одного народа. Но в Новом Завете, Христос поднимает нравственную планку и говорит, что ближний — это всякий, кто нуждается в помощи, участии, заботе. Любовь распространяется на всех людей вне зависимости от их национальности и вероисповедания. И вершина любви к ближнему - любовь к врагу!
Чтобы исполнить эту Заповедь надо переосмыслить свою поведенческую модель в повседневной жизни. Его учение имеет универсальный характер. Иисус не противопоставляет любовь к врагам любви к ближним: Он расширяет понятие ближних, включая в них врагов.
Отношение к человеку не должно зависеть от его отношения к нам; любовь не должна быть только взаимной; добро не может быть только ответным. В проявлении любви и делании добра христианина призван занимать проактивную, а не реактивную позицию: он должен не просто реагировать на чувства и поступки других, но сам становиться источником добра и любви. (Митр. Иларион (Алфеев))
Иисус призывает к высшей праведности, открывая людям путь в Царство Небесное (Мф. 5:20), делает их сынами и дочерьми Небесного Отца. Ведь любовь Бога к человеку не зависит от поведения его, Он любит и добрых и злых. Как просто и как сложно.
Интересно и такое мнение: "думаю, что Христос дал эту заповедь не столько ради наших врагов, сколько ради нас самих: не потому, что они достойны чьей-то любви, но потому, что мы недостойны кого-либо ненавидеть. Ибо ненависть – это дух тьмы, и где бы она ни поселялась, всюду оскверняет красоту рассудительности. Значит, Он велит нам любить врагов не столько для того, чтобы мы их любили, сколько для того, чтобы мы сами отвращались от всякого зла. И потому, не скажу уж, если ты обидишь врага, но даже если ты будешь его только ненавидеть, ты наносишь этим больший вред своей душе, чем его телу. И, быть может, ненавидя его, ты ему вреда и не причиняешь, но нет сомнения, что причиняешь вред самому себе. Таким образом, если ты был милостив ко врагу, то ты был милостив к себе более, чем к нему. И если ты ему сотворил добро, то сделал это более для себя, чем для него."
Еще одна точка зрения: " Невозможно любить действия человека, который наносит нам обиды, вред, оскорбляет законы божеские и человеческие, но мы можем, отвращаясь от его действий (обличение, укорение), желать добра ему самому, не платить ему злом за зло помогать ему в нуждах и затруднениях, оказывать ему услугу, желать ему вечных благ (Рим. 12:17—20). (Еп. Михаил (Лузин))
Такое поведение - это нравственный подвиг! Но и награда достойная - богоравенство, возможное для человека. Свт. Тихон Задонский пишет:" Знаю я, что любить врагов плоти нашей горестно; но того долг христианский от нас требует, чтобы мы делали не то, что сердце наше хочет, а что закон Божий повелевает. Ибо в этом подвиг христианский и состоит, чтобы мы против себя самих, то есть против страстей плоти нашей подвизались, «распинали ее со страстями и похотями и покоряли духу» (Гал. 5:24-25).
Материал для статьи брался на сайте http://bible.optina.ru