Дом для машин

1,4K прочитали

Будущий дом Музея Транспорта Москвы уже почти целый век называется архитектурным шедевром первого послереволюционного десятилетия. Об истории знаменитого гаража Мельникова на Новорязанской улице, 27 наша сегодняшняя «Музейная среда».

Фото: Музей Транспорта Москвы.
Фото: Музей Транспорта Москвы.

Это строение неразрывно связано с именем его создателя – архитектора Константина Степановича Мельникова. Проводник русского авангарда, он впервые заявил о себе, представив павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года. Потом была победа в конкурсе на первый саркофаг для мавзолея Ленина и первая масштабная работа – капитальное здание для Ново-Сухаревского рынка, с уже узнаваемым почерком зодчего. Именно в здании правления рынка Мельников впервые применил сделавшие его знаменитым овальные окна. Интересно то, что комплекс рынка вскоре после возведения станут использовать как гараж.  Выходит, Мельников создал свой первый дом для машин, даже не зная об этом.

Другим важным проектом архитектора, принесшим ему всеобщее признание, стал павильон СССР на Международной выставке декоративных и промышленных искусств в Париже 1924 года. По заказу мэрии Парижа архитектор спроектировал авангардные гаражи на тысячу машин. Они так и не были построены, но именно тогда начался интерес Мельникова к архитектуре автомобильных гаражей. Вернувшись в Москву, он по собственной инициативе предлагает вариант планирующегося к постройке специализированного автобусного гаража в Марьиной роще.

Черные «кирпичики» на плане здания – припаркованные автомобили. Фото: www.pinterest.se.
Черные «кирпичики» на плане здания – припаркованные автомобили. Фото: www.pinterest.se.

Наблюдая за неудобствами при заезде и выезде больших пассажирских машин в первый столичный автобусный парк на Большой Ордынке, перестроенный из фабричных складов, Константин Степанович изобретает прямоточную систему парковки, позволяющую машинам заезжать в помещение без лишних движений вперед-назад.

Построенный по этому принципу Бахметьевский гараж получил массу хвалебных отзывов, но и немало критики. Например, с автобусами, помимо постановки их на парковку, ничего нельзя было сделать. Поэтому рядом потребовалось построить отдельное помещение ремонтных мастерских. Также ряды больших ворот в торцах здания редко открывались разом: во избежание мгновенного охлаждения внутренних помещений.

Тем не менее, нестандартный подход архитектора при создании Бахметьевского автобусного парка почти сразу после начала его постройки привел Мельникова  к работе над еще одним зданием: проектированию гаража для грузовиков Московского коммунального хозяйства на Новорязанской (или как тогда писали Ново-Рязанской) улице за Казанским вокзалом.

Один из вариантов оформления гаража предложенный Мельниковым. Фото: www.archi.ru.
Один из вариантов оформления гаража предложенный Мельниковым. Фото: www.archi.ru.

Строительство гаражей в те времена было обусловлено несовершенством самой автомобильной техники. Автомобили тех лет требовали ежедневного обслуживания в помещении, а моторы были весьма капризны при запуске в холод и могли запросто выйти из строя.

Выделенный на Новорязанской участок оказался не самой простой планировки: узкий, треугольной формы. Здесь как раз и потребовалось мастерство Мельникова, чтобы вместить требуемый объем парковочных мест в ограниченное пространство.

К знаменитой форме гаража в виде подковы архитектор пришел не сразу. Изначально он пробовал сделать здание в виде разомкнутого кольца, продублировать в меньшем масштабе параллелограммные формы Бахметьевсого парка, но в итоге удалось спроектировать парковочную зону, вновь применив новаторский подход.

Фото: из собрания Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Фото: из собрания Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Гараж на Новорязанской улице, 27, несмотря на формальное использование прямоточной системы Мельникова, когда автомобиль мог проехать здание насквозь через выезды в торцах, все же вышел компромиссным. Использованная планировка потребовала парковки задним ходом, с подъездом к стене.

Однако здание также критиковали за неравномерную нагрузку стальных ферм в перекрытиях из-за его нестандартной формы. Кстати, создание этих конструкций приписывают инженерному гению Владимира Шухова.

Фото: Музей Транспорта Москвы.
Фото: Музей Транспорта Москвы.

Гараж начал свою работу в 1931 году, а в 1948 году был преобразован в 4-й автобусный парк и в этом качестве прослужил до начала XXI века, когда подвижной состав начали выводить на новые площади в Новокосино.

Планы использования исторического гаража были самыми разными. Здесь мог разместиться арт-центр, запасник музея изобразительных искусств и даже супермаркет. Однако Мэром Москвы С. Собяниным было принято решение об обустройстве в гараже Мельникова постоянной экспозиции Музея Транспорта Москвы. Так определилась судьба здания – в его стены вновь вернется крупногабаритный транспорт и городская спецтехника.

Рендер гаража Мельникова на Новорязанской улице, 27. Так здание будет выглядеть после реставрации.
Рендер гаража Мельникова на Новорязанской улице, 27. Так здание будет выглядеть после реставрации.

Сейчас здесь проводятся реставрационные работы. Гаражу будет возвращен его исторический облик. Нам предстоит восстановить утраченные элементы и разобрать поздние хозяйственные постройки и пристройки, искажающие его изначальный образ. А в конце 2024 года в стенах гаража разместится высокотехнологичная и мультимедийная экспозиция нашего музея.

Рендер гаража Мельникова на Новорязанской улице, 27. Так здание будет выглядеть после реставрации
Рендер гаража Мельникова на Новорязанской улице, 27. Так здание будет выглядеть после реставрации

Погружаться в пространство музея посетителю предстоит через уличный амфитеатр входной группы, начиная с минус первого уровня, который будет создан на глубине 7,5 метров. Этот этаж будет посвящен истории появления, развития до настоящего времени и будущих перспектив Московского метрополитена. Там посетители смогут увидеть вагоны метро из коллекции Музея Транспорта Москвы когда-то служившие городу.

На первом уровне будет располагаться постоянная экспозиция музея, посвященная истории становления и развития системы наземного транспорта.

Фото: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Фото: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

В музее площадью более 20 тыс. кв. метров мы представим 53 экспоната. Это автобусы, трамваи, электробус, городская спецтехника, грузовые и легковые автомобили, гужевой и мототранспорт, макеты ретротехники, восстановленные сотрудниками музея, и другие объекты.

Реконструкция здания подразумевает и восстановление несущих конструкций крыши – одной из важнейших составляющих авангардного проекта. Фото: www.mos.ru.
Реконструкция здания подразумевает и восстановление несущих конструкций крыши – одной из важнейших составляющих авангардного проекта. Фото: www.mos.ru.

Мы верим, что отреставрированный гараж Константина Мельникова с постоянной экспозицией Музея Транспорта Москвы станет новой точкой притяжения на карте столицы, а горожане и ее гости вне зависимости от возраста и сферы интересов найдут здесь полезное для себя занятие и вид досуга.

Нам по пути ❤️

Сайт Музея Транспорта Москвы