Найти тему
Сияй, Ташкент!

Осень в горах Узбекистана и секреты сбора орехов

Осень в Узбекистане. Хамдам Шарахмедов
Осень в Узбекистане. Хамдам Шарахмедов

Весна в горах Узбекистана бурная и стремительная. Лето начинается рано - уже в мае обычно всё сухое, жёлтое и выжженное. Изнурительная жара к сентябрю потихоньку спадает, и начинается самое красивое время - пара месяцев осени.

С первыми заморозками горы становятся очень красивыми. Склоны, покрытые урючинами, окрашиваются во всевозможные оттенки красного и оранжевого, где-то желтеет миндаль, проглядывают мелкие островки вечнозелёной реликтовой арчи. Небо бесконечно-глубокое, ярко-синее, без облаков. Под ногами малиновый ковёр опавшей листвы вперемешку с золотистой бояркой и яблоками.

Осенний Акташ, картина Димы Ахунбабаева
Осенний Акташ, картина Димы Ахунбабаева

Воспоминания навеяла новость о неудачном запуске скоростной электрички до Ходжикента. Буквально "Мои встречи со Львом Толстым, и почему они не состоялись" (спойлер: как обычно, Узбекистон Темир Йуллари сделали всё для галочки, не учитывая потребности населения). После этого живо вспомнила, как с родителями каждые осенние выходные ехали в горы. Выходили на самую раннюю электричку, там уже собирались дачники, грибники, просто туристы-"матрасники". Все экипированы, с советскими массивными спальниками, брезентовыми палатками, палочками.

Ехали в набитом вагоне, но весело. Эпоха продавцов мороженого и прочей шара-бары ещё не наступила. Зато досыпали, играли в словесные игры, пели под гитару всем вагоном, глазели в окна. Доезжали обычно до Коранкуля или сразу до Ходжикента. Буквально от станции начинались тропинки, ведущие вглубь гор. Тогда ещё не было широченных асфальтовых дорог и санаториев, огороженных заборами. Даже склоны гор ещё были ничьи, это сейчас они все поделены самодельными заборами и колючей проволокой.

Осенний сад. Дмитрий Ахунбабаев
Осенний сад. Дмитрий Ахунбабаев

"Профессиональные" сборщики орехов были видны сразу: пара лыжных палок, чтобы раздвигать листву, вёдра и мешки на случай удачного улова, цепкий сосредоточенный взгляд: буквально ищейки, не отрывающие нос от земли. Мы же шли просто погулять, поэтому позволяли себе падать в ручьи, собирать букеты листьев, набирать пакеты одичавших яблок и боярышника. Солнце жарило довольно сильно, а кремов от загара тогда не было, поэтому мы быстро становились ярко-малиновыми. Зато под этим солнцем ещё не вымерли ленивые осенние бабочки, и даже кузнечики скакали.

Боярышник, дулона
Боярышник, дулона

Боярки привозили целое ведро, но она быстро надоедала, к тому же это очень нежный фрукт, подбитые бока сразу темнели и портились. Так что всё и выкидывали :))

Мы забирались вглубь ущелий вдоль какого-нибудь сая (сай - ручей, маленькая речка). Иногда удавалось увидеть редких птиц: то орлы кружили в вышине, то ярко-голубые с оранжевым сизоворонки пролетали, то ярко-желтые самцы иволги. Часто под большими орешинами мы находили целое кладбище бабочек: всю землю усеивал ковёр из их оторванных крылышек. Это значило, что на дереве гнездо иволги: родители кормили малышню мягкими тельцами, а жесткие крылья выбрасывали. Очень редко удавалось увидеть синего каменного дрозда. Папа говорил, что это та самая синяя птица удачи. Как у "Машины времени":
Мы охотники за удачей
Птицей цвета ультрамарин

Синий каменный дрозд Узбекистан. Фото bird.uz
Синий каменный дрозд Узбекистан. Фото bird.uz

Если встречали птицу, то считали этот день особенно удавшимся. А если нет - просто собирали красивые перья по пути.

Днём обычно выбирали большое дерево, под которым обедали и валялись до вечера. Карематов ещё не было, так что родителям приходилось все подстилки, еду, посуду тащить на себе.

На обратном пути мы, наконец-то, занимались полезным делом: начинали искать орехи. Тут надо было переключить зрение на "близкофокусное" и искать среди коричневых листьев коричневые орехи.

Грецкий орех
Грецкий орех

К осени их зелёная шкурка высыхает и становится коричневой. Так что под деревом всё в одной палитре. Папа говорил, что детям искать легче, потому что они ближе к земле :) Но на самом деле каждый вырабатывал свою тактику. Кто-то сшибал орехи с дерева. Кто-то раскапывал листву палкой. Я просто медленно, очень мелкими шагами ходила вокруг дерева и находила орехи на ощупь.

Как-то мимо проходил опытный турист. Мы как раз стояли под раскидистой, пышной орешиной, и недоумевали, где все орехи? Опять до нас собрали??? Он посмеялся и поделился горной мудростью, как искать грецкие орехи и где их собирать. Под деревьями с развесистой кроной орехов мало. Искать надо под деревьями, которые выглядят задохликами: где голые ветки и листва уже опала. Мол, такое дерево силы отдало на урожай орехов, ему не до листьев было. А то, что все ресурсы бросило на красивую листву, не успело вырастить орехи...

Старая орешина в Заамине
Старая орешина в Заамине

В его словах была логика, так что с тех пор мы перебегали от одного лысого деревца к другому и собирали внушительный урожай. Килограмм по 10 домой привозили, на всю зиму потом хватало. Конечно, грецкие орехи всегда можно было купить: их продавали в самих электричках, на станциях, в переходах, на Чор-Су. Но собрать и припереть в город на себе - это другое!

До сих пор ловлю себя на том, что в городе оцениваю орешины по такому принципу и под голыми брожу в поисках орехов. Может и вам пригодится мой лайфхак :)

Осенние рощи вокруг Чарвакского водохранилища, Бостанлыкский район, Ташкентская область. Хамдам Шарахмедов
Осенние рощи вокруг Чарвакского водохранилища, Бостанлыкский район, Ташкентская область. Хамдам Шарахмедов