Еще совсем недавно о существовании Кожевенной линии на Васильевском острове знали, наверное, даже не все жители «Васьки». Сегодня эта Линия гораздо более известна и даже популярна. Ну конечно, «Порт Севкабель» на Кожевенной, 40 – одно из самых популярных общественных пространств всего Санкт-Петербурга. А этим летом по адресу Кожевенная линия, 30 появилась еще одна интереснейшая «точка притяжения» – культурный квартал «Брусницын».
Мы очень рекомендуем оба этих места всем гостям нашего дизайнерского отеля Art Nuvo Palace, да и вообще всем гостям Петербурга. И это – отличный повод совершить небольшой экскурс в историю района!
Историческое название этой части южного берега Васильевского острова – Чекуши. Уже в начале XVIII века, то есть сразу после основания города – на берегу расположились многочисленные мучные «анбары». Мука при хранении имеет свойство слеживаться, и вот для возвращения ее в «сыпучий товарный вид» активно использовались специальные деревянные толокушки. Они-то и назывались «чекуши» (а еще «токмочи»). Так и прижилось.
Как выглядели «чекуши»? Ну, известная малая емкость для известного напитка ведь неспроста получила свое прозвище: вот примерно так чекуши и выглядели!
Кожевенное производство в Чекушах начинает развиваться примерно с середины все того же 18 столетия. Выбор «площадки» был тоже довольно логичен.
На противоположном, левом берегу Большой Невы находились скотобойни. Основная продукция отправлялась конечным потребителям, а вот кожу для дальнейшей переработки удобно было перевозить «по прямой» на Васильевский остров. При этом надо понимать, что кожевенное производство – весьма «пахучее», и исходные материалы, и необходимые для их выделки вещества «воздуха тоже не озонировали», так что расположение в отдаленном районе – дело вполне «экологическое». Между прочим, характерный «аромат», витающий над местностью, отмечали даже моряки иностранных судов, прибывающих в Питер! Но зато – отличная кожа для сапог, башмаков и многих других крайне полезных в хозяйстве вещей.
В качестве улицы будущая Кожевенная линия появляется на планах 1780-х годов, где она именуется «Дорога к кожевенным заводам», а иногда – Береговая линия. Она ведь и действительно проходит вдоль берега. Окончательно Кожевенной линией дорога становится в середине 19 века, когда проходит практически официальная «Перепись улиц Санкт-Петербурга».
Ну а теперь – несколько интересных фактов «из жизни Кожевенной линии».
- Кожевенное производство являлось «системообразующим», но отнюдь не единственным. Имелись типографии, текстильные и ситценабивные фабрики. Действовало даже производство граммофонных пластинок, проработавшее до начала Великой Отечественной войны.
- В 1856 году промышленники Карр и Макферсон приобретают один из кожевенных заводов, перестраивают его и открывают «Балтийский литейный, механический и строительный завод». Да, конечно – это будущий знаменитый Балтийский завод. Первые паровые машины для еще деревянных фрегатов «Пересвет» и «Ослябя», первый в России стальной корабль – это всё Балтийский завод, про историю которого мы еще обязательно расскажем!
- Постоянно увеличивающиеся производственные мощности и площади Балтийского завода привели к тому, что Кожевенная линия оказалась «рассечена» на два отрезка. Там, где «Севкабель» и «Брусницын» – это «дальняя» ее часть; и совсем небольшой ее отрезок находится в районе 26-й Линии Васильевского острова.
- Нынешнее общественное пространство «Порт Севкабель» находится на территории бывшего завода «Севкабель». Изначально – Завод Сименса и Гальске, появившийся в 1879 году как завод различного электрооборудования. Самая знаменитая продукция – конечно, «Кабель Жизни», изготовленный в годы Блокады и обеспечивший поставку электроэнергии в осажденный Ленинград. Обязательно расскажем про «Кабель Жизни»!
- Конечно, будучи типичной «промзоной» – Кожевенная линия была не самым престижным местом для жизни. Но зато – и не самым дорогим. Именно на Кожевенную перебралась однажды семья бывшего начальника Петербургского таможенного округа. Конечно, «бедный таможенник» – звучит несколько странно, но речь не об этом. Звали его – Аркадий Тимирязев, так что сын его Климент Аркадьевич Тимирязев, великий биолог – он тоже «островитянин», и рассказ про него обязательно появится в нашем разделе «Знаменитые Островитяне».
- По понятным причинам значительных архитектурных памятников на Кожевенной не имеется. Но есть «Скобской дворец». Именно так василеостровцы со свойственным им прекрасным чувством юмора прозвали здание общежития при Балтийском заводе. Где проживали в том числе и многочисленные уроженцы славного города Пскова.
- Кожевенный завод Брусницыных был известен не только тем, что являлся одним из крупнейших предприятий не только в России, но и в Европе. Николай Николаевич Брусницын много жертвовал на создание и содержание больниц и приютов в Санкт-Петербурге. А непосредственно на Васильевском острове основал Дом призрения для сирот, ныне в этом здании – один из корпусов Морской Академии. Так что название «Брусницын» – еще и дань благодарности очень и очень хорошему человеку.
Ну вот: вроде бы самая обычная улица «промышленного назначения» – а сколько всего интересного, сколько новых тем для будущих рассказов!
Итак, наш дизайнерский отель Art Nuvo Palace на 17-й Линии В.О., дом 64 приглашает вас в гости.
И всем гостям нашего отеля, и всем гостям Санкт-Петербурга искренне советуем: Кожевенная линия, два отличных места для досуга, «Порт Севкабель» и «Брусницын».
Совсем рядом с нашим отелем!
Наш канал Дизайнерский отель на Васильевском острове - Art Nuvo Palace для всех, кому интересен Санкт-Петербург, история города и Васильевского острова, истории самых замечательных людей Питера. Наш канал – для всех, кто планирует поездки в Санкт-Петербург, и туристические, и рабочие и личные. Ставьте лайк понравившимся материалам, подписывайтесь на наш канал, и вас ждет много увлекательной и полезной информации! Отель Art Nuvo Palace ждет вас! https://artnuvopalace.com/