Я пережил удивительное приключение и задал себе три экзистенциональных вопроса, которыми хочу поделиться. Как это случилось.
В начале сентября мне посчастливилось помочь КЦПН и моему другу Александру Любимову в организации первого слета операторов боевых дронов «Дронница 2022». Прошло оно в Великом Новгороде, в символическом месте – Рюриковом городище, где 1160 лет назад, в 862-м, началась русская государственность. И откуда спустя 20 лет, в 882-м, уже Олег собирал свой первый поход на Киев.
Боевые дроны – это далеко не те самые «Орланы», которые показывают нам по телевизору, или турецкие «Байрактары». Их разнообразие и функциональное применение много шире, от нужд каждого отделения до армии. Большинство техники - гражданского назначения. Включает в себя еще и готовность оператора, противодронную работу, уставные и инвентарные особенности. Все это нужно понять, увязать, приспособить к военным нуждам. В основном через опыт реальных боевых действий, через кровь, которая учит. С появлением «всего лишь летающих камер» война поменялась, как сильно - воочию было продемонстрировано на слёте. Я даже не представлял, насколько революционно. И заявляю, далеко не все военные, непосредственно не вовлеченные в работу с ними, это понимают сейчас.
На слет приехали добровольцы с ЛНР, ДНР, действующие профессиональные военные с фронтов СВО, как командированные полками обучиться, так и по собственной инициативе, разработчики и исследователи военного дела, силовые структуры. Многие в тактической форме, часть с закрытыми лицами. Были соревнования, победители. Часть призов в виде «dji mavic 3» прямо со слёта поехало на фронт
Уже в этот момент началось ощущение небывалого, когда суровые дядьки окружали каждого лектора и не отпускали вопросами. Ведущий говорит: через минуту продолжаем, - и за это время абсолютно все сидят и готовы воспринимать. Сплав искреннего интереса и дисциплины, в антураже СВО. А между выступлениями мощнейший нетворкинг, боевые истории, проблемы, решения. И много критики военного руководства. От людей, которые там, защищают нашу цивилизацию, рискуют своей жизнью.
Все мое представление о форумах и конференциях перевернулось. Я не ожидал такого формата, услышать такие истории и критику с согласованных трибун. Запомнилась цитата о военном руководстве, на вопрос: «Что-то изменилось с начала СВО?». И ответ, парадоксально не логичный, но такой близкий в нашей истории: «С недавнего времени перестали мешать сражаться».
И после, в Новгородском Кремле, лекция Алексея Чадаева: «Философия оружия. Современное и вневременное». Меня впечатлил набор рассуждений про войну. С метафилософией – что есть война и каким должно быть общество для победы. Что есть главное оружие. И самое важное, есть ли оно у нас.
И вот я могу подойти к главному, своим вопросам себе, обществу. Во-первых, где мы находимся во времени? Одинаково ли мы понимаем, что происходит, какие наши успехи и неудачи. Часть общества думает, что все хорошо, в том числе, часть военных. Другая - излишне отрицательно настроена. В моменты резкого закрытия разрыва, как случилось при объявлении частичной мобилизации, не все смогут спокойно это пережить.
Во-вторых, какое наше главное оружие? Только и разговоров о ТЯО, применимости, условиях, ответах. Алексей Чадаев в своем выступлении убедительно доказал другое. Способность к мышлению есть главное оружие человека. Кто умнее, тот быстрее и оснащеннее. Достаточно ли мы умны для текущей ситуации? Гражданское общество, военные, чиновники. После объявления частичной мобилизации вопрос выпал из ограниченного ведения военных. Ответственность возросла. И прозрачность. В том числе мышления принимающих решения людей.
И в-третьих, кто мы? Какая наша цивилизационная идея. Много лет мы жили в тесной связке с Западным миром, пытались максимально интегрироваться. Слова Егора Гайдара «Да кому нужны ваши станки?! Понадобятся - мы все за рубежом купим». Не прижились, не интегрировались, но взрастили поколение людей, верящих в их цивилизационную правду. Какая альтернатива? По какому набору признаков, целей и ценностей мы заявляем об отстаивании своего пути? Думаю, мы до сих пор в поиске.
Через призму этих трех вопросов я смотрю на происходящее вокруг. Хочу верить, что философская милитаризация общества, уход равнодушия, обнажение управленческих механизмов позволит нам найти ответ и победить в битве за себя. Для этого нужно признаться, где мы находимся. Использовать наше главное оружие. И решить, кем мы хотим быть.
И последнее, одна из главных целей КЦПН подготовить инструкторов для обучения действующих военных азам, поставить правильную базу применения и борьбы с БПЛА на полях СВО. Если есть желание стать инструктором, обучиться. Если есть возможность собрать группу, организовать площадку для обучения в своем регионе с оснащением учебными дронами, то оставьте информацию. По мере возможностей будем реализовывать.