Найти в Дзене
Особый взгляд

Как незрячие люди отличают день от ночи?

Оглавление
«Бывало, лежишь без сна, мечтаешь. Слышишь последний трамвай. Значит, час ночи. Первый трамвай — половина шестого или шесть утра».
Иллюстрация: Галина Воробьева
Иллюстрация: Галина Воробьева

«Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными.

Присылайте свои вопросы по адресу:  editor@specialview.org.

Маргарита Мельникова, незрячая с рождения

«Чтобы ответить на этот вопрос, давайте договоримся, что речь изначально будет идти о тех, кто не видит даже света. И тут на ум приходят следующие варианты.

Во-первых, если зрения у человека нет вовсе, солнце он может почувствовать, даже когда оно, как говорят в народе, светит, но не греет.

Во-вторых, совсем уж очевидное и самое простое решение — часы. Любые: говорящие, которые были очень популярны до появления смартфонов и компьютеров в жизни незрячих; брайлевские, которыми может воспользоваться в том числе и слепоглухой человек; часы в наших гаджетах.

В-третьих, циркадные ритмы. Если они не сбиты, если ночью человек спит, а днем бодрствует, пробудившись, он может по неким внутренним ощущениям понять, ночь ли еще или уже утро. Но эти внутренние ''часы'' порой подводят. Бывает, проснешься в твердой уверенности, что настало утро, сверяешься с настоящими часами, а оказывается, что стоит глубокая ночь.

В-четвертых, фоновый шум, звуки за окном. Здесь все зависит от времени года, от места проживания, разумеется, от того, открыто окно или закрыто. Ночью автомобильное движение может быть менее активное, птицы утром поют иначе.

Когда я оставалась ночевать у бабушки, жившей вблизи от трамвайной линии, отслеживать приход утра было очень легко. Бывало, лежишь без сна, мечтаешь. Слышишь последний трамвай. Значит, час ночи. Первый трамвай — половина шестого или шесть утра.

Однако среди тех, кого мы называем незрячими, процент не имеющих светоощущения не так велик.

Слышала от потерявших зрение друзей, что за светоощущение они готовы бороться до последнего. Не видеть лиц, окружающих предметов, не различать цвета — это одно, но перестать воспринимать свет, не иметь возможности, выглянув в окно, мгновенно определить, рассвело ли, пасмурно или солнечно, — вот что действительно ранит. К этому сложно привыкнуть.

И как раз при потере зрения циркадные ритмы часто сбиваются, возникает бессонница, а на восстановление организма требуется время.

Первые говорящие часы появились у меня в 10 лет. До того приходилось опираться на те самые внутренние ощущения и то и дело спрашивать родных, который час».

Анастасия Павлюченкова, нарушение зрения с детства

«Во многом эта проблема встает именно перед тотально незрячими людьми, а их не так много — процентов 15-25 от всех людей с инвалидностью по зрению. Те, у кого есть остаточное зрение или светоощущение, как правило, не испытывают проблем в данном вопросе.

Если светоощущение не слишком большое, то все зависит от обстоятельств. Если идешь вечером по какой-то улице, где хорошее освещение — фонари, иллюминация, как в Москве на каком-нибудь Садовом кольце, то, наверное, сложно понять — день или уже вечер и фонари зажглись. Но здесь достаточно поднять глаза к небу. Если это фонари, то будут отдельные точки, если небо светлое, то сейчас день или ранний вечер.

Если говорить о тотально незрячих людях, о том, как они отличают день от ночи, то самое элементарное — посмотреть на часы. Представим ситуацию: человек дома, проснулся и не понимает, день или ночь, сколько он проспал. Можно прислушаться к звукам за окном, но это сильно зависит от того, где ты живешь. Если день, то на улице, вероятно, будут кричать дети, разговаривать люди, можно прислушаться к интенсивности движения транспорта, крикам птиц.

Но самое главное во всем этом — у незрячего человека, как и у человека без нарушения зрения, есть биологические ритмы. Если приучить организм вставать в семь утра, а ложиться в 10-11 вечера, то вне зависимости от наличия зрения человек через некоторое время, где-то через неделю, начнет просыпаться сам в семь утра.

Еще я знаю нескольких тотально незрячих людей, которые спят всего по 4-5 часов в сутки, но им этого хватает. Не знаю, связано ли это со слепотой, думаю, это и среди зрячих распространено. Видимо, зависит от человека».