Никакое успешно развивающееся научное сообщество не может обойтись без научных семинаров. Они необходимы как докладчикам, так и слушателям и являются той тончайшей прочнейшей тканью, которая связывает многих научных работников в единый коллектив, способный усилиями своих членов решать интересные и сложные задачи. Выбор тех конкретных задач, которые ставят перед собой ученые, часто определяется тем, насколько та или иная задача способна заинтересовать слушателей семинара, насколько велико стремление докладчика ее изложить, а слушателей вникнуть в нее. Я расскажу здесь об одном заседании того научного семинара, который организовал и вел в Москве Петр Леонидович Капица.
Семинар Петра Леонидовича Капицы регулярно проходил в его Институте Физических Проблем с участием сотрудников этого Института – цвета не только нашей, но и мировой науки. Доклады на этот семинар тщательно отбирались. Они должны быть интересными академикам и Петру Леонидовичу и двигать науку вперед, открывая новые научные горизонты.
Мне доводилось присутствовать на заседаниях этого семинара в качестве слушателя, когда я еще только начинал свою научную деятельность. Семинар Капицы был открыт для всех. Туда мог свободно прийти любой человек с улицы и сколько угодно мог смотреть на известных всему миру физиков, таких как Ландау и многие другие.
Меня приводил на заседания этого семинара мой шеф профессор Габриэль Семенович Горелик, который дружил с крупными физиками с Ландау, Леонтовичем и другими и заботился о том, чтобы меня как-то приобщать к большой настоящей науке. Однако, ввиду скорой своей трагической гибели, Габриэль Семенович меня не успел приобщить к этому семинару. Поэтому я знаю об этом семинаре очень мало, слишком мало, чтобы писать о нем подробно и серьезно - это должны сделать те люди, которые постоянно участвовали в его работе. Однако, мне очень хочется рассказать всего об одном заседании этого семинара, на котором я был докладчиком.
Я расскажу, каким образом я очутился в качестве докладчика на столь престижном семинаре физиков.
Все началось с того, что у меня появилась новая научная идея. Это было в конце 60-х гг. В это время я заведовал научным отделом в Научно Исследовательском Радио Физическом Институте (НИРФИ), и у меня был научный сотрудник В.А. Кротов. Он был чрезвычайно силен в практических вопросах.
Вот пример его силы. У меня дома звонит телефон. Говорит В.А. Кротов из Сухуми (Грузия). Сообщает, что меня ждет корабль для опытов в море, и просит приехать. Он сумел пригнать военный корабль из Севастополя в Сухуми для наших опытов. Корабль военный, но без пушек и торпед, а с научным оборудованием, которое нам надо. Вот, что может и делает В.А. Кротов. Но, работая в лаборатории отдела, В. А. Кротов слушал музыку, что возмущало других сотрудников. Назревал конфликт в отделе. Надо было что-то делать. Положение патовое. Я не могу обидеть В.А. Кротова, запретив ему слушать музыку, и не могу обижать сотрудников, разрешив это ему, Что делать в безвыходном положении?
На помощь пришла наука! Я придумал для В.А. Кротова такую тему работы, которую он будет выполнять, слушая свою музыку на законном основании, так как это ему необходимо для работы, а не для развлечения. И сотрудники не вправе предъявлять к нему претензии по поводу музыки. И надо же так получиться, что именно эта тема, блестяще выполненная В.А. Кротовым с полным использованием им его деловых качеств, стала темой заседания знаменитого семинара П.Л. Капицы. .
Идею я попытаюсь кратко изложить, но не сейчас а гораздо ниже, чтобы сразу же не увязнуть в дебрях науки, а отложить это удовольствие на закуску. Пока наука пусть подождет,
Когда я, кончив университет, аспирантуру и, защитив диссертацию, стал заведующим кафедрой физики, то передо мной встала задача выбора темы для научной работы кафедры. Для этого я принялся читать научные журналы, в которых публиковались достижения науки. Там были на английском опубликованы великолепные исследования.
Особенно мне понравилась статья Черри и Саейрса, посвященная физическим основам бинаурального эффекта. Бинауральный эффект – это эффект слушания двумя ушами. Черри и Сайерс 20 лет посвятили своему исследованию. Выполнили много опытов с людьми, и довели исследование до конца. Сделано все для того, чтобы решаемую проблему считать завершенной. Я решил, что для выбора темы исследования бинауральный эффект не годится, так как проблема уже полностью решена.
Так я решил, когда мне было всего 30 лет и у меня было мало опыта.
Когда В.А. Кротову понадобилась тема для исследования, то мне было уже 50 лет, и мной были выполнены исследования антенн. Эти исследования антенн, мне подсказали тему исследования для В.А. Кротова. И этой темой оказался бинауральный эффект, уже исследованный Черри и Сайерсом. Но Черри и Сайерс лишь объяснили бинауральный эффект, а мы построили теорию, из которой следовало ее практическое использование для повышения качества воспроизводимой записи звука, что успешно воплотил в жизнь В.А. Кротов.
КОНЕЦ
Продолжение следует.