Найти тему
селивёрова

Пьер Корнель "Сид"

Оглавление

О КОРНЕЛЕ

Пьер Корнель (1606 - 1684) - знаменитый драматург, автор классицистической трагедии, член Французской Академии.

Родился во французской провинции, в Руане. Отец был успешным адвокатом, поэтому сулил сыну такое же будущее. Корнель получил адвокатский диплом, но эта специальность ему не нравилась. Он уже тогда увлекался творчеством: стихами и театром, писал комедии, эпиграммы, поставил пьесу Бродячей труппе. Особенность: у Пьера были дефекты дикции.

1626 год - написал комедию в стихах "Мелита", она понравилась Г. Мондари и ее поставили в гастролирующем театре. Корнелю это позволило перебраться в Париж, где Мондари поставил еще несколько его пьес. Ришелье позволил Мондари открыть свой театр в Париже - "Маре", который составил конкуренцию монополистскому "Бургундскому отелю".

1633 год - Ришелье позвал Корнеля в группу 5 авторов. Позже Пьер раскритиковал первый писательский опыт Ришелье и покинул группу. Он ушел от жанра комедии, сменив его трагедиями. Первые из них: "Клитандр" и "Медея", основанные на греческом эпосе.

Корнель работал по одному принципу: аргумент - контраргумент.

1636 год - трагедия "Сид" написана, 1637 год - поставлена. Ее поставили на сцене, принесла заработок Корнелю.

А ЧТО ВО ФРАНЦИИ?

Франция в XVII веке - самое крупное централизованное государство Западной Европы, абсолютная монархия.

1521-1559 г.г. - Итальянские войны (Итальянские государства боролись за независимость от Испании и Карла V, Франция им помогала)

1598 год - благодаря Генриху IV подписан Нантский эдикт, закрепивший права протестантов.

1624 год - к власти пришел кардинал Ришелье, поскольку Людовик XIII был еще слишком юн.

1618-1648 г.г. - война между католиками и протестантами в Европе. Франция "подключилась" в последний момент, не дав ни одной из сторон одержать абсолютную победу.

Анна Австрийская - жена Людовика XIII и мать XIV. Была регентшей сына при смерти мужа. Джулио Мазарини (1606-1661) стал преемником Ришелье и помогал править молодому Людовику и после взросления.

"СИД"

Трагедия в 5 действиях. Классицизм. Критики обсуждали соответствие пьесы всем принципам классицизма. Действие происходит в Испании, но ничего испанского, кроме обращения "Дон" в пьесе нет. Оригинал сюжета: Кастро "Юность Сида" (1618 год).

Дата создания: 1637 год

ТЕМЫ: конфликт между чувством и долгом.

Действие происходит в Испании, Севилья.

Герои:

Фернандо - первый король кастильский.

Уррака - инфанта кастильская, дочь короля. Влюблена в Родриго, но не может быть вместе с ним - разный статус. Благословляет Химену на брак с Родриго.

Леонор - воспитательница инфанты.

Дьего - отец Родриго, оплот государства и ведущий полководец.

Гомес, граф Гормас - отец Химены, военачальник.

Химена - дочь графа, влюбленная в Родриго.

Эльвира - воспитательница Химены.

Родриго(Сид) - возлюбленный Химены, храбрый молодой воин.

Санчо - влюбленный в Химену, но не мил ей.

Ариас, Алонсо - дворяне.

СЮЖЕТ СИДА

Д1: Химена с Эльвирой обсуждают приязнь Гомеса к Родриго: "Он вам велит ответить этой страсти". Эльвира сказала отцу Химены, что та "не дарит первенства ничьей надежде", а ждет воли отца. Гомес доволен женихами, но отдает предпочтение Родриго.

Уррака говорит с Леонор о дружбе с Хименой и о "сводничестве" ее с Родриго. Однако, сама она томится от любви к нему. Паж уходит с посланием, Леонор "порицает пыл", ее объявший душу. Уррака говорит откровенно: свой сан она не променяет на чувства, поэтому "с нетерпением хочет их гименея".

Дьего предлагает Гомесу женить их детей. Обсуждают то,что король поручил контроль за сыном старому Дьего. Гомес недоволен этим. Дьего пытается сгладить ссору: хвалит Гомеса, который стал водить военные походы, когда Дьего стал слишком стар. "Мой жребий у меня вы вызвали из рук" - "Свой жребий каждому по степени заслуг". Гомес называет Дьего "придворным сердцеведом" и дает ему пощечину.

Диего наедине размышляет о мести и приходит в решению: Просит сына Родриго отомстить за оскверненный дом, вручает свой меч. Родриго узнает, что должен отомстить отцу возлюбленной: "Я предан внутренней войне", "Отцу обязан я первее, чем любимой".

Д2: Гомес говорит с Ариасом, тот предлагает принять вину, чтобы избежать гнева короля, ведь его слово - закон. Гомес верит в ненаказуемость своего пылкого поступка.

Родриго говорит с Гомесом об отце, граф слегка насмехается над юношей: "Ты? Меряться со мной? Скажи, какой задор! Ведь ты еще ни с кем не бился до сих пор". Гомес предлагает отменить кровавый бой, но Родриго оскорблен.

Химена жалуется Урраке на ссору отцов. Та говорит, что король все разрешит, а "Взаимная любовь окажется сильней". Уррака просит пажа позвать Родриго, но тот уже ушел с Гомесом - видимо сражаться.

Уррака говорит с Леоноре, что в ее душе снова теплится надежда и "разлит такой прелестный яд". Если Родриго победит Гормеса, она будет любить его несмотря на разницу в статусе.

Король Фернандо недоволен выходкой Гомеса: "Подданный настоль самоуверен, Что с волею моей считаться не намерен!" Санчо пытается оправдать графа, но сам получает замечание от короля: "Оспорить выбор мой, хотя б в порыве страсти, Есть вызов лично мне и королевской власти."

Гомес убить рукой Родриго. Химена в слезах просит у короля отмщения: "За пролитую кровь монарх карать обязан". Король обещает.

Д3: Родриго приходит в дом Химены и говорит с Эльвирой. Хочет получить казнь от руки Химены. Эльвира просит его уйти. Санчо успокаивает Химену и требует отмщения: "Ваш гнев пред всеми прав, и ваше горе свято". Химена просит подождать.

Химена скорбит, Эльвира рядом успокаивает и немного укоряет в том, что любовь Химены к убийце ее отца. Химена себе: "Ты знаешь, чья ты дочь и твой отец убит". Химена желает мести, но говорит, что сама умрет в этот день.

Родриго приходит к возлюбленной и просит убить его мечом, чтобы покрыть кровь графа своей собственной. Родриго оправдывается. Химена его не укоряет. Дьего хвалит сына за отмщение, но предупреждает: флот мавров движется и к ночи прибудет.

Д4: Химена обсуждает с Эльвирой слухи: Родриго один победил двух мавров и даже взял их в плен. К ним идет инфанта, убеждает Химену забыть о мести, ведь теперь Родриго - оплот государства.

Король Фернандо хвалит Родриго за отвагу. Тот смущенно рассказывает о своем плане: приплыли мавры, 30 кораблей, против них вышло 500 человек, потом еще 3 тысячи. Затаились в темноте, мавры не ожидали. Пытались бежать, бросив своих командиров. Мавры назвали Родриго Сидом = господином.

Химена пришла к королю, тот прячет Родриго. Фернандо говорит Химене, что Родриго погиб. Та огорчена: она не смогла отомстить за отца, ведь он погиб во славе за страну. Фернандо говорит, что Родриго жив. Химена хочет мести: она готова выйти за того, кто в бою одолеет Родриго. Анчо, влюбленный в нее, готов.

Д5: Родриго пришел к Химене извиниться в последний раз. Он собирается умереть, чтобы девушка почувствовала отмщение. Химена убеждает его драться: как может так просто погибнуть славный воин, убивший ее отца. Инфанта снова придается чувствам, Леонор успокаивает ее.

Химена в тоске: она не хочет замуж ни за кого, но и исход боя ей не по нраву любой - либо погибнет верный друг, либо не отомщен отец. Приходит Санчо с мечом, обагренным кровью. Склоняет его к ногами Химены. Она: "Пытаясь защитить, ты умертвил Химену".

Химена идет к королю и просит остаться свободной, чтобы оплакивать отца и Родриго, а имущество отдать Санчо. Король успокаивает ее: Родриго жив и победил, а Санчо отправили, как гонца.

Король благословляет их на браг, Инфанта тоже. Химене предлагают год, чтоб осушились слезы, а Родриго бы совершил новые подвиги.

ПРИМЕЧАНИЯ

Сид - герой испанской реконкисты, семивековой освободительной борьбы коренного населения Пиренейского полуострова с мавританскими завоевателями. Настоящее имя - Родриго Диас де Бивар.

Черты классицизма в "Сиде":

1. Типичный конфликт долга и чувства.

Изображен симметрично: сначала Родриго в мести за отца, потом Химена с мести Родриго.

2. Герои - моральные образцы.

3. События возвышенные и значительные.

Иллюстрируется изменение долга: сначала семейный, потом государственный!

4. Построение, иерархия героев по статусу.

Пять действий, сцены, симметричные эпизоды: I - после убийства отца Химены; II - перед боем с Санчо. I - пощечина (завязка); II - бой Санчо и Сида (развязка).

5. Благородность короля.

Критики устроили дискуссию - всем ли принципам классицизма следует Пьер Корнель. Он подает заявку во Французскую Академию, ответ лично подписал Ришелье. В частных моментах Пьера хвалили, НО: были и серьезные замечания. А именно:

1. Нарушение жанра.

Трагедия + комедия, только в 1644 году пьеса стала трагедией.

2. Не всегда Александрийский стих, например: Монолог Родриго.

3. Частичное нарушение трех единств.

-больше 36 часов

-минимум 2 локации

-много сюжетных линий, некоторые можно убрать

4. Неправдоподобие!!!

-образ инфанты

-разрешение короля на брак

-развратный образ Химены

Критики предлагали два варианта:

1. Химена не родная дочь

ИЛИ

2. Гормас не умер