Найти в Дзене

Оценка силы мышц (функциональная)

Методики функциональной оценки силы мышц применяют физические терапевты, врачи ФРМ, мануальные терапевты и специалисты по массажу. Оценивается относительная сила мышц, а не ее количественные показатели. Функциональная оценка силы мышц производится для: Специалист выполняет специально разработанные тесты для каждой функциональной мышечной группы. В ходе теста пациент принимает различные положения, в зависимости от тестируемой мышцы или мышечной группы и результата осмотра и опроса. Специалист дает пациенту команды на выполнение различных активных движений, следит за правильным вектором движения, создает необходимое для данного теста сопротивление действию тестируемых мышц. Для выполнения функционального тестирования необходимо пройти обучение. У физических терапевтов оно является обязательной частью программы обучения. По итогам теста каждой функциональной мышечной группе или отдельной мышце присваивается оценка от 0 до 5 баллов. Шкала оценки силы мышц: 0 степень – полное отсутствие мыш
Оглавление

Методики функциональной оценки силы мышц применяют физические терапевты, врачи ФРМ, мануальные терапевты и специалисты по массажу. Оценивается относительная сила мышц, а не ее количественные показатели.

Функциональная оценка силы мышц производится для:

  • оценки силы мышц до и после курса реабилитации и в ходе него; так оценивается эффективность результатов и достижение поставленных реабилитационных целей,
  • фиксация параметров силы различных мышц для дальнейшего использования разными специалистами для планирования своего вмешательства и учета недостаточности отдельных функциональных групп,
  • мотивирования пациента и демонстрации ему результатов лечения и тренировок.

Специалист выполняет специально разработанные тесты для каждой функциональной мышечной группы. В ходе теста пациент принимает различные положения, в зависимости от тестируемой мышцы или мышечной группы и результата осмотра и опроса. Специалист дает пациенту команды на выполнение различных активных движений, следит за правильным вектором движения, создает необходимое для данного теста сопротивление действию тестируемых мышц.

Для выполнения функционального тестирования необходимо пройти обучение. У физических терапевтов оно является обязательной частью программы обучения.

По итогам теста каждой функциональной мышечной группе или отдельной мышце присваивается оценка от 0 до 5 баллов.

Шкала оценки силы мышц:

0 степень – полное отсутствие мышечной функции. Специалист не видит и не ощущает никаких напряжений в тестируемой мышце при попытке пациента выполнить определенное движение.

1 степень – минимальное произвольное сокращение, только напряжение без движения. Специалист ощущает или видит попытки мышцы сократиться, при этом движение может отсутствовать, начинаться, но не заканчивается до необходимого уровня.

2 степень – возможность движения без преодоления силы тяжести. Пациенту придается такое положение на столе, полу или стуле в котором необходимое активное движение будет выполнено без преодоления силы тяжести конечностей или других сегментов его тела. В этом режиме полное выполнение активного движения является наиболее облегченным. Часто используется гладкая поверхность стола, по которой конечность легко скользит, еще лучше использовать подвесную систему.

3 степень – возможность движения с преодолением силы тяжести, но без преодоления сопротивления. Пациент может полностью завершить движение, преодолевая только силу тяжести определенного сегмента тела или конечности.

4 степень – возможность движения с преодолением небольшого сопротивления. Специалист создает небольшое сопротивление, пациент может полностью выполнить движение преодолевая данное сопротивление.

5 степень – возможность движения с преодолением значительного сопротивления. Специалист создает значительное сопротивление, пациент преодолевает его или пытается удержать конечное положение против значительного усилия специалиста в течении 1-3 секунд. При этом специалист видит, что пациент не компенсирует движение другими мышцами, не перестраивает положение искривлениями позвоночника, таза, плечевого пояса.

Пример.

Функциональная оценка силы абдукторов бедра (сила средней и малой ягодичной мышцы).

На 5-4 баллов:

Пациент на боку, нижняя нога прямая, верхняя тестируемая согнута под углом 90 градусов, бедра друг над другом. Исследователь одной рукой фиксирует таз, другой надавливает на дистальную часть бедра. Просим отвести ногу в отведение (от нижней ноги) не опуская голень и удержать.

На 3 балла:

ИПП и действие тоже, но исследователь не оказывает сопротивление. Пациент полностью завершает движение самостоятельно. При необходимости фиксация таза специалистом.

На 2 балла:

Пациент на спине, испытуемая нога согнута в коленном суставе и свисает с края стола. Исследователь держит дистальную часть бедра, принимая на себя вес испытуемой ноги. Просим отвести ногу в сторону и пациент полностью завершает движение самостоятельно.

На 0-1 баллов:

Исходное положение как при оценке на 5-3. Исследователь пальпирует среднюю ягодичную мышц и просит попытаться отвести (поднять) ногу. Сопротивление ноге не оказывается.

При согнутом коленном суставе мы исключаем из теста абдукторов бедра мышцу, напрягающую широкую фасцию бедра.

----------------------------------------------------

Здоровый тренированный человека демонстрирует 5 баллов во всех функциональных пробах.

Снижение функциональной силы мышцы до 4 баллов указывает на необходимость ее тренировки, возможные функциональные нарушения, нестабильности, укорочения, неэффективные статические или двигательные стереотипы.

При неврологических заболеваниях, последствиях инсульта и травмах, после длительной иммобилизации мы имеем дело с мышцами демонстрирующими от 0 до 3 баллов, постепенно в результате лечения, реабилитационных пассивных и активных процедур, тренировок мы восстанавливаем силу мышц до значений 4-5 баллов.

Также надо сказать, что существуют различные "кинезиологические" тесты. Они бывают очень полезными для диагностики сложных регионов (например мышц лопатки), но в целом эти тесты более субъективны, слишком большое влияние в них может вольно или невольно оказывать сам исследователь. Такие тесты должны носить уточняющий характер.

Читайте также: