Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
Разумеется, я неслучайно сделал эту "попугательскую" иллюстрацию титульной: ведь ноябрь традиционно в двадцатом столетии ассоциируется с... чем-то подобным. Да и снег в ноябре - тоже не редкость. Нетрудно догадаться - что там сейчас делают в монастыре эти фигурки на заднем плане? Уж явно не после заутрени с благостью на лицах выходят. На переднем плане справа тоже... "праздник". Один из недавних фронтовиков явно принял лишнего, понять его, конечно, можно (и даже очень!), да и "земля - крестьянам" (лозунг, благополучно позаимствованный большевиками у эсеров) - слова правильные, земля - вещь нужная... Но обращается празднующий, кажется, к дамочке: хорошо, если с вопросом о земле и дальнейшем мироустройстве... а может и что-то вроде "фря городская... я там кровь проливал, а ты..." Сложное время. Сложное и страшное. Думаю, плохо различимые господа в добротных шапках и шляпах на заднем плане скоро пожалеют и о собственной эйфории (как же, демократия... о ней так славно мечталось меж сменою блюд в процессе смешивания "красненького" и "беленькой"), и о заблуждениях последних пятнадцати лет.
Но оставим в покое эту неприятненькую картину и пройдёмся уже по одному дню ХХ века, в чём нам помогут следующие персонажи и события, с ними напрямую связанные:
- "Кукиш с маслом" Ольге Леонардовне и чеховские таксы
- Пришвинский первый снег и некоторые брюзгливые рассуждения о России и о Европе
- "Пробковая нога" Ходасевича
- "... Теперь известно, к чему это привело"
- Будний вечер с советским радио
- "Пигмей, самоуверенно карабкающийся иа Парнас" vs мошенник+брачный аферист
- Эстрадный разврат
- Суббота в Ангарске в компании Юдит Сюч и первого секретаря обкома т. Банникова
- Тест на память: сколько вы зарабатывали в 1995-м?
- День завершён. Расходимся! "Утреет. С богом! По домам!.."
Продолжим прекрасную традицию цикла - начинать публикацию чеховскими письмами... Хотя, кажется, Чехов здесь хандрит, дуется... Итак, Ялта, 29 ноября 1903 года.
Я уже не знаю, лошадка, что мне делать и что думать. Меня упорно не зовут в Москву и, по-видимому, не хотят звать. Написала бы откровенно, почему это так, что за причина, и я не терял бы времени, уехал за границу. Если бы ты знала, как скучно стучит по крыше дождь, как мне хочется поглядеть на свою жену. Да есть ли у меня жена? Где она?
Больше писать не стану, это как Вам угодно. Писать не о чем и не для чего.
Если получу сегодня телеграмму, то привезу тебе сладкого вина, если же не получу, то кукиш с маслом.
Шнап, повторяю, не годится. Нужна та облезлая собачонка, которую ты видела, или вроде нее. Можно и без собаки.
Ну, обнимаю тебя. Твой А
Впрочем, есть причина, по которой его не зовут на репетиции "Вишнёвого сада". В Москве отвратительная погода, Книппер просто бережёт его. И, кстати, он полностью в курсе хода репетиций: Ольга Леонардовна буквально заваливает его письмами: от 21 ноября, от 23, от 24, 25, 26-го...
"... Дорогой мой, милый мой, здравствуй! Сегодня -2, морозит слегка, и если так продержится дня два, то телеграфирую тебе, заказывай билет и приезжай... Вчера я целый день была в театре, только обедала дома. Репетировали 2-ой акт... Я нашла смех для Раневской... Никак не овладею Раневской, думаю, пробую, и все мне кажется нерельефно, неинтересно, старо. Начинаю мучиться..."
Так что Чехов просто... капризничает и вовсе не злится. Скорее - досадует. А что за "Шнап", который " не годится"? Это их собака - и, конечно же, такса, которых Антон Павлович обожал (вспомним знаменитых Брома и Хину). "Нашему Шнапу хотят прислать повестку из театра, с приглашением принять участие в 1-м акте "Вишневого сада".
Дайте-ка я смягчу впечатление от первой - снежно-кровавой - иллюстрации и ограничусь только... снегом. И кое-какими ещё зарисовками из дневника Михаила Михайловича Пришвина от 29 ноября 1911 года. Их он вёл практически всю свою жизнь с 1905 года.
29 Ноября. С обновкою! У Бога много всего! (Снег выпал)
Днем лед-шорох остановился, закрывая, затаивая глубину отраженных небес. Вечером, на заре, месяц молодой взошел в розовой дымке. На крышах, на плечах церквей лежали белые одежды, заревым отраженным пурпуром сияли золотые кресты. В великой славе замерзала река и к полуночи стала. «С обновкой, с обновкой», – кричали утром. А наутро пела телеграфная проволока над ней панихиду.
Мороз был не слабый и не крепкий, чистенький морозец стоял. И говорили, что скоро будет мороз в сто градусов. Звезды вылупились.
Новгород из Юрьева зимой – зимняя сказка... снег... море... снежный разлив...
Любопытной кажется и приведённая Пришвиным за тот же день прямая речь от лица хозяина дома, где писатель квартирует... Зовёт его "полковником".
... Имеет двор с пятью флигелями, но мечтает купить где-нибудь отдельную лачугу, поселиться в ней и писать Христа. А прозвище ему «полковник».
– Европа! Мы в Европе живем – вот она, Европа эта самая: идут по улице три парня, сторонись, не посторонился – обругают, а если сам обругал, так и чкнет еще ножом. Самая Европа! А то пришли трое, сели у полотна железной дороги на поле и обещаются: кто первый придет сюда – зарежем! Пришла свинья – зарезали. Потом их судили. А один мальчишка-кузнец сковал себе шило длинное, четверти в две, и на вечеринке одного парня, когда тот на гармонии играл, чкнул. И никто не заметил, отчего это вдруг парень повалился, думали, пьяный. Доктора позвали, – оказалось, проткнул. Европа, в самой Европе живем!..
Что-то в этом монологе есть "поздне-горьковское", так пространно, ярко и вкусно изъяснялись у него персонажи "Жизни Клима Самгина"... пока все не сгинули куда-то, сметённые грядущей, недописанной Горьким, революцией.
Всё!!.. Прощаемся с императорской Россией... и даже уезжаем из России новой - вместе с Владиславом Ходасевичем в Берлин, откуда он 29 ноября 1922 года пишет литературоведу и публицисту М.О.Гершензону непростое такое, полное аллюзий, неуверенности и даже растерянности письмо...
- ... "растение пересажено с открытого воздуха в комнату". Тут, действительно, "отдых от роста". Но мне все кажется, что есть и другое поглупение, прискорбное: жутковато, что "в комнате" мы не только не хотим расти (отдыхаем), но и не можем - задыхаемся. Вы говорите, что волокнам больно расти. Но мы такие особенные растения, которые день, два, три отдыхают в свое удовольствие, а на четвертый день эти же волокна начинают болеть оттого, что привыкли расти - а нельзя: комната. У меня бывает такое чувство, что я сидел-сидел на мягком диване, очень удобно, - а ноги-то отекли, надо встать - не могу. Мы все здесь как-то несвойственно нам, неправильно, не по-нашему дышим - и от этого не умрем, конечно, но - что-то в себе испортим, наживем расширение легких. Растение в темноте вырастает не зеленым, а белым: то есть все в нем как следует, а - урод. Я здесь не равен себе, а я здесь я минус что-то, оставленное в России, при том болящее и зудящее, как отрезанная нога, которую чувствую нестерпимо отчетливо, а возместить не могу ничем. И в той или иной степени, с разными изменениями, это есть или будет у всех. И у Вас. Я купил себе очень хорошую пробковую ногу, как у Вашего Кривцова, танцую на ней (т.е. пишу стихи), так что как будто и незаметно, - а знаю, что на своей я бы танцевал иначе, может быть, даже хуже, но по-своему, как мне полагается при моем сложении, а не при пробковом. И это так иногда смущает, что бросаешь танец, удачно начатый. Бог даст - пройдет это все, но пока что - жутко...
Несколько позже это щемящее ощущение "не равности себе" и "отрезанной ноги" пронзительно выплеснется в булгаковском "Беге"... Во всём: и в "России", которая "не вмещается в шляпу", и даже в "прелестном бое под Киевом": "...какой славный бой был под Киевом, прелестный бой! Тепло было, солнышко, тепло, но не жарко". Что же до "пробковой ноги" - это всего лишь нога "умозрительная". Некогда (ещё "тогда", в 1914-м) Гершензон написал монографию о лишившемся под Кульмом ноги знаменитом Николае Кривцове - англомане, философе, мизантропе и приятеле Пушкина, которую умница Ходасевич и упоминает. Кстати, автор этой замечательной книги скончался немногим более дух лет спустя - от туберкулёза. Ходасевич пережил своего корреспондента на 14 лет, умерев в Париже в 1939-м.
Я же, раз речь зашла об удивительном, ни на кого не похожем поэте, не смогу удержаться, и процитирую хоть немного из него...
Я, я, я! Что за дикое слово!
Неужели вон тот — это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?
Разве мальчик, в Останкине летом
Танцевавший на дачных балах,-
Это я, тот, кто каждым ответом
Желторотым внушает поэтам
Отвращение, злобу и страх?
Разве тот, кто в полночные споры
Всю мальчишечью вкладывал прыть,-
Это я, тот же самый, который
На трагические разговоры
Научился молчать и шутить?
Впрочем — так и всегда на средине
Рокового земного пути:
От ничтожной причины — к причине,
А глядишь — заплутался в пустыне,
И своих же следов не найти.
Да, меня не пантера прыжками
На парижский чердак загнала.
И Виргилия нет за плечами,-
Только есть одиночество — в раме
Говорящего правду стекла.
-----------------------------------------------------
На удивление... созвучную новейшей эпохе речь произносит по радио товарищ Молотов 29 ноября 1939 года. Думаю, как "рыбой" ею до сих пор можно пользоваться... в определённых случаях. Что добру пропадать? Цитирую выборочно, только самое... актуальное.
"Граждане и гражданки Советского Союза!
Враждебная в отношении нашей страны политика нынешнего правительства Финляндии вынуждает нас принять немедленные меры по обеспечению внешней государственной безопасности.
Вы знаете, что в течение двух последних месяцев Советское правительство терпеливо вело переговоры с финляндским правительством о предложениях, которые, в современной тревожной международной обстановке, оно считало минимальными для обеспечения безопасности страны и особенно для безопасности Ленинграда. Финляндское правительство заняло в этих переговорах непримиримо враждебную к нашей стране позицию. Вместо того, чтобы дружественным образом найти почву для соглашения, нынешние финляндские правители, в угоду иностранных империалистов и поджигателей вражды к Советскому Союзу, пошли по другому пути. Несмотря на все сделанные нами уступки, переговоры окончились безрезультатно. Теперь известно, к чему это привело.
В последние дни на советско-финляндской границе начались возмутительные провокации финляндской военщины, вплоть до артиллерийского обстрела наших воинских частей под Ленинградом, приведшего к тяжелым жертвам в красноармейских частях. Попытки нашего правительства практическими предложениями, обращенными к финляндскому правительству, предупредить повторение этих провокаций, не только не встретили поддержки, но снова натолкнулись на враждебную политику правящих кругов Финляндии. На наши предложения, как вы знаете из вчерашней ноты Советского правительства, они ответили враждебным отказом и нахальным отрицанием фактов, издевательским отношением к понесенным нами жертвам, неприкрытым стремлением и впредь держать Ленинград под непосредственной угрозой своих войск.
Все это окончательно показало, что нынешнее финляндское правительство, запутавшееся в своих антисоветских связях с империалистами, не хочет поддерживать нормальных отношений с Советским Союзом. Оно продолжает занимать враждебную позицию в отношении нашей страны и не хочет считаться с требованиями заключенного между нашими странами пакта ненападения, желая держать наш славный Ленинград под военной угрозой. От такого правительства и его безрассудной военщины можно ждать теперь лишь новых наглых провокаций...
Ввиду новых фактов нападения финляндских воинских частей на советские войска у советско-финляндской границы, правительство вынуждено теперь принять новые решения. Правительство не может больше терпеть создавшегося положения, ответственность за которое полностью ложится на правительство Финляндии. Правительство пришло к выводу, что больше оно не может поддерживать нормальных отношений с правительством Финляндии и потому признало необходимым немедленно отозвать из Финляндии своих политических и хозяйственных представителей. Правительство дало, вместе с тем, распоряжение Главному Командованию Красной Армии и Военно-Морского Флота – быть готовым ко всяким неожиданностям и немедленно пресекать возможные новые вылазки со стороны финляндской военщины.
Враждебная нам иностранная пресса утверждает, что принимаемые нами меры преследуют цели захвата или присоединения к СССР финляндской территории. Это – злостная клевета. Советское правительство не имело и не имеет таких намерений...
Единственной целью наших мероприятий является – обеспечение безопасности Советского Союза и особенно Ленинграда с его трех с половиной миллионным населением. В современной накаленной войною международной обстановке решение этой жизненной и неотложной задачи государства мы не можем поставить в зависимость от злой воли нынешних финляндских правителей. Эту задачу придется решить усилиями самого Советского Союза в дружественном сотрудничестве с финляндским народом. Мы не сомневаемся, что благоприятное разрешение задачи обеспечения безопасности Ленинграда послужит основой нерушимой дружбы между СССР и Финляндией"
----------------------------------------------------
Чем дело тогда завершилось - всем известно...
Перелистнём с десяток трагических в нашей Истории страниц и окажемся во вторнике 29 ноября 1949 года. Придём с работы, а там вещает никогда у советских людей не выключавшаяся радиоточка. Что же предлагает сегодня вечером радиослушателям Центральное радиовещание?
19-15. - Ответы на вопросы радиослушателей по международному положению
19-30. - Трансляция концерта из Еревана
20-30. - Новые произведения советских композиторов. Трансляция из Большого зала Консерватории
21-20. - Литературная передача по заявкам радиослушателей
21-50. - Оперная музыка Римского-Корсакова и Бородина
22-30. - Концерт для Румынии
23-00. - Трансляция концерта из Ленинграда
00-05. - Концерт молодых исполнителей
Ну согласитесь - не прелесть ли? Только немного помучали слушателей политинформацией, а дальше - сплошной релакс... одни концерты. В том числе - и "для Румынии". Что-нибудь забойно-цыганское? Даже самый далёкий от классической музыки советский человек, думаю, запросто мог бы тогда отличить на слух Чайковского от Глинки! И ещё была "Литературная передача по заявкам радиослушателей"... Это вообще как? "Передайте, пожалуйста, для моей бабушки Татьяны Фёдоровны письмо Татьяны к Онегину в исполнении Михаила Жарова"... ну, или что-то в этом роде? Оцените уровень культурной подачи! И ведь работало! Многи советские люди знали классические произведения наизусть! Даже прозу: "... На краю дороги стоял дуб..."
29 ноября 1963 года в газете "Вечерний Ленинград" (любимая многими ленинградцами "Вечёрка") публикуется некоторый текст... с названием, возвращающим многих в не совсем приятные и болезненно-памятные недавние времена. "Окололитературный трутень" за подписями А. Ионина, Я. Лернера и М. Медведева. Скрипт великоватый - даже для нашего лонгрида, но любопытный... потому приведу лишь самое "знаковое".
" Несколько лет назад в окололитературных кругах Ленинграда появился молодой человек, именовавший себя стихотворцем. На нем были вельветовые штаны, в руках - неизменный портфель, набитый бумагами. Зимой он ходил без головного убора, и снежок беспрепятственно припудривал его рыжеватые волосы. Приятели звали его запросто - Осей. В иных местах его величали полным именем - Иосиф Бродский.
Бродский посещал литературное объединение начинающих литераторов, занимающихся во Дворце культуры имени Первой пятилетки. Но стихотворец в вельветовых штанах решил, что занятия в литературном объединении не для его широкой натуры. Он даже стал внушать пишущей молодежи, что учеба в таком объединении сковывает-де творчество, а посему он, Иосиф Бродский, будет карабкаться на Парнас единолично.
С чем же хотел прийти этот самоуверенный юнец в литературу? На его счету был десяток-другой стихотворений, переписанных в тоненькую школьную тетрадку, и все эти стихотворения свидетельствовали о том, что мировоззрение их автора явно ущербно. "Кладбище", "Умру, умру..." - по одним лишь этим названиям можно судить о своеобразном уклоне в творчестве Бродского. Он подражал поэтам, проповедовавшим пессимизм и неверие в человека, его стихи представляют смесь из декадентщины, модернизма и самой обыкновенной тарабарщины. Жалко выглядели убогие подражательские попытки Бродского. Впрочем, что-либо самостоятельное сотворить он не мог: силенок не хватало. Не хватало знаний, культуры. Да и какие могут быть знания у недоучки, у человека, не окончившего даже среднюю школу?..
... Кстати, провинциальные приказчики тоже обожали романсы. И исполняли их с особым надрывом, под гитару.
А вот так называемые желания Бродского:
От простудного продувания
Я укрыться хочу в книжный шкаф.
Вот требования, которые он предъявляет:
Накормите голодное ухо
Хоть сухариком...
Вот его откровенно-циничные признания:
Я жую всеобщую нелепость
И живу единым этим хлебом.
А вот отрывок из так называемой мистерии:
Я шел по переулку,
Как ножницы - шаги.
Вышагиваю я
Средь бела дня
По перекрестку,
Как по бумаге
Шагает некто
Наоборот - во мраке.
И это именуется романсом? Да это же абракадабра!..
... Иосиф Бродский не очень разборчив в своих знакомствах. Ему не важно, каким путем вскарабкаться на Парнас, только бы вскарабкаться. Ведь он причислил себя к сонму "избранных". Он счел себя не просто поэтом, а "поэтом всех поэтов". Некогда Игорь Северянин произнес: "Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоен: я повсеградно оэкранен, и повсесердно утвержден!" Но сделал он это в сущности ради бравады. Иосиф Бродский же уверяет всерьез, что и он "повсесердно утвержден".
О том, какого мнения Бродский о самом себе, свидетельствует, в частности, такой факт. 14 февраля 1960 года во Дворце культуры имени Горького состоялся вечер молодых поэтов. Читал на этом вечере свои замогильные стихи и Иосиф Бродский. Кто-то, давая настоящую оценку его творчеству, крикнул из зала: "Это не поэзия, а чепуха!" Бродский самонадеянно ответил: "Что позволено Юпитеру, не позволено быку".
Не правда ли, какая наглость? Лягушка возомнила себя Юпитером и пыжится изо всех сил...
... Тарабарщина, кладбищенско-похоронная тематика - это только часть "невинных" увлечений Бродского. Есть у него стансы и поэмы, в которых авторское "кредо" отражено более ярко. "Мы -- пыль мироздания",-- авторитетно заявляет он в стихотворении "Самоанализ в августе". В другом, посвященном Нонне С., он пишет: "Настройте, Нонна, и меня иа этот лад, чтоб жить и лгать, плести о жизни сказки". И наконец еще одно заявление: "Люблю я родину чужую".
Как видите, этот пигмей, самоуверенно карабкающийся иа Парнас, не так уж безобиден. Признавшись, что он "любит родину чужую", Бродский был предельно откровенен. Он и в самом деле не любит своей Отчизны и не скрывает этого. Больше того! Им долгое время вынашивались планы измены Родине...
... в Самарканде, Бродский пытался осуществить свой план измены Родине. Вместе с Шахматовым, он ходил на аэродром, чтобы захватить самолет и улететь на нем за границу. Они даже облюбовали один самолет, но, определив, что бензина в баках для полета за границу не хватит, решили выждать более удобного случая. Таково неприглядное лицо этого человека, который, оказывается, не только пописывает стишки, перемежая тарабарщину нытьем, пессимизмом, порнографией, но и вынашивает планы предательства. Но, учитывая, что Бродский еще молод, ему многое прощали. С ним вели большую воспитательную работу. Вместе с тем его не раз строго предупреждали об ответственности за антиобщественную деятельность.
Бродский не сделал нужных выводов. Он продолжает вести паразитический образ жизни. Здоровый 26-летний парень около четырех лет не занимается общественно-полезным трудом. Живет он случайными заработками; в крайнем случае подкинет толику денег отец - внештатный фотокорреспондент ленинградских газет, который хоть и осуждает поведение сына, но продолжает кормить его. Бродскому взяться бы за ум, начать наконец работать, перестать быть трутнем у родителей, у общества. Но нет, никак он не может отделаться от мысли о Парнасе, на который хочет забраться любым, даже самым нечистоплотным путем.
Очевидно, надо перестать нянчиться с окололитературным тунеядцем. Такому, как Бродский, не место в Ленинграде..."
По сути - донос. И по факту - тоже... Даже отца зачем-то приплели, хотя - как известно - ни Александр Иванович, ни Мария Моисеевна не имели к сыну никаких... подобных претензий. Чем всё закончилось - известно. Самое гнусное выяснилось много позже. Об этом рассказал замечательный наш питерский поэт и прозаик Евгений Рейн. Боже, от какого ничтожества порою страдают таланты!.. Не знаю, насколько уместны здесь аналогии, но Пушкина хотя бы "задушил царизм" (расхожая советская сентенция), а убил недалёкий красавец кавалергард. А тут... мерзопакость какая!
Лернер сидел на скамье подсудимых. Я прошёл мимо. Увидев меня, Яков Михайлович сложил пальцы в виде тюремной решётки и внятно сказал: «Рейн, я тебя посажу». Но на этот раз посадили как раз его. При этом выяснились невероятные вещи. Он вообще никогда не служил в армии. Часть военного времени он провёл в Самарканде, где был завхозом госпиталя. И уже тогда обвинялся в хищении сотен комплектов постельного и личного белья.
Лернер и наград никаких никогда не получал. Все его ордена и медали – фальшивки. Он где-то раздобыл чистые наградные листы и попросту заполнял их на своё имя (он даже наградил себя орденом Ушакова I степени, который присуждался за победы на флоте).
Лернер зачастую шёл на копеечное жульничество (так, однажды, проводя лжеревизию в универмаге, он потребовал в качестве взятки тапочки и тенниску, т.е. летнюю рубашку). Но он же пускался и в многотысячные аферы, якобы распределяя от имени Ленинградского обкома партии квартиры. И находил для этих афер клиентов, обманывая их на очень большие суммы… Был он и брачным аферистом, число его жён доходило чуть ли не до десятка, и от каждой получал какие-то деньги, ведь, чтобы погасить скандалы, ему иногда приходилось какие-то выуженные у его жертв суммы возвращать. Всегда не полностью, но всё-таки...
Вот казалось бы... 11 лет прошло с той статьи в "Вечёрке"... а "Лернеры" никуда не деваются. Не верите? Замечательный пример: письмо в "Советскую культуру" от 29 ноября 1974 года от читателя Э.Вайсмана из Усть-Каменогорска с названием "Всё хорошо, кроме... манеры исполнения". Кто у нас "под прицелом" на сей раз?
- В номере 88 за 1 ноября с.г. в вашей газете напечатана статья "Самоцветы" в пути". Ее авторы дали высокую оценку московскому вокально-инструментальному ансамблю "Самоцветы". Слов нет, это хороший эстрадный коллектив, весьма современный. И песни, исполняемые им, хорошие. И успех он имеет огромный у зрителей. Всё хорошо, кроме одного: почему у участников этого ансамбля такой неряшливый внешний вид? Почему они так странно держатся на сцене - раскачиваясь, дергаясь, хотя это ничем не вызывается? Разве в этом приметы современной эстрады? Можно назвать многих очень известных мастеров эстрады, которые всегда выглядят подтянутыми, собранными. Зачем же здесь какая-то нарочитая расхлябанность? Нельзя забывать, что молодежь, сидящая в зале, жадно впитывает все: и песни, звучащие с эстрады, и манеру исполнения, а подчас и подражает певцам во всем - от репертуара до прически.
Напомню - речь идёт не о какой-то подпольной рок-группе, а о "Самоцветах" - исполнителях безобиднейших "У деревни Крюково", "Там, за облаками", "Не повторяется такое никогда", "За того парня" и "Экипаж - одна семья". Где гражданин Лернер... Вайсман там разглядел "расхлябанность" и "дергаясь" - вопрос-загадка, вполне вероятно, он пользовался для просмотра телепередач какими-то специальными очками с расфокусом... Впрочем, уже вскоре на телевидении появятся Алла Пугачева (валокордину товарищу Вайсману), Валерий Леонтьев (тут уже без нитроглицерина не обойдёшься... и дежурную бригаду "скорой" на выезд), а что будет вытворять БГ на фестивале "Тбилиси-80" - лучше бы ему вообще не знать...
Ох, снова растянулся наш день, но не заглянуть в традиционный Ангарск было бы непростительным моветоном. Тем более, что на повестке у нас сегодня не какие-нибудь там 60-е, а - кажется, впервые - вообще 1980-й! Чем живёт такой близкий (для читателей цикла) и такой далёкий город 29 ноября в субботу?
Почти весь выпуск посвящен недавнему визиту в Ангарск член ЦК КПСС, первый секретарь Иркутского обкома партии, депутат Верховного Совета СССР товарищ Николай Васильевич Банников. "ИДЕМ К СЪЕЗДУ" - называется передовица.
- "... Я с особым удовлетворением, - отметил Н.В.Банников, - хочу сказать, что ангарскими строителями выполнена (а это очень хорошо, когда люди умеют выполнять свои обязательства) пятилетка по вводу жилья. Особая заслуга здесь коллективов первого и пятого строительно-монтажных управлений. Кроме того, введено около ста объектов социально-культурного назначения. Среди них уникальный крытый рынок, техникум легкой промышленности, 6 школ, 11 детских дошкольных учреждений, 8 столовых, 23 магазина, 20 объектов сельского хозяйства..."
Признаться, завидки берут.. Так и хочется ткнуть в нос такими достижениями некоторым современным... "руководителям процессов", процессов, которые управляют самими руководителями. Понатыкать дорогущих человейников и опутать всех ипотекой - ещё не главное, господа. Где детские сады, школы? Поликлиники где? Метро? В 1979 году в Ангарске проживает 238 тысяч человек, а у них за одну только пятилетку прибавилось 6 школ и 11 детсадов. А у нас сейчас на новый гигантский микрорайон бывает, что по одной единице - да и то не сразу.
В кино мы, пожалуй, сегодня не пойдём... Там такое изобилие, что в рамки и без того растянувшейся статьи мне даже треть репертуара не поместить! И американские фильмы, и итальянские, и... Вот жизнь настала! Впрочем, отмечу сразу, что, будь побольше времени, я бы, задрав штаны, помчался в "Мир" на широкоформатный остросюжетный фильм пр-ва США "Каскадёры" ("без права показа по телевидению" - так написано). Видел примерно тогда же один раз, мало что помню, но вроде было крууутооо...
За пару десятилетий, кстати, во всю развернулось местное Иркутское телевидение. Предлагаю - раз в кино таки не пойдём - развалиться на диванах и, демонстративно не включая "Москву", смотреть только его. Попробуем?
13-05 - "Иркутская история". Фильм-спектакль театра им. Вахтангова по пьесе Арбузова
16-15 - "Молодые пути". Рассказ о фестивале дружбы университетов Сибири в г. Томске; поет венгерская певица Юдит Сюч.
17-00. - "Личным участием"
17-15. - Выступление хора русской песни Иркутского релейного завода
Как бы всё... Нет, рановато нам там в Ангарске ещё без "первой" кнопки обходиться. Начали более-менее... спектакль неплохой... Юдит Сюч, опять же... Помню её, интересная девушка! Но, уж коль начали, по "Москве" после программы "Время" "торжественный вечер, посвящённый 100-летию со дня рождения А.Блока". Не для всякого... Так что, пожалуй, насладимся пением венгерской затейницы Юдит Сюч и... всё-таки на последний сеанс на "Каскадёров"!
А нам с вами пора перелететь в развесёлые 90-е и задать еженедельнику "Аргументы и факты" от 29 ноября 1995 года неизбежно интересующий всех и всегда вопрос: а сколько вы зарабатываете? Особенно - политики. В тот день ответить читателям решился (помните такого?) депутат ГД, председатель Комитета по обороне Сергей ЮШЕНКОВ.
ЗА 10 месяцев этого года совокупный доход семьи составил 23 млн. руб. - заработная плата плюс гонорары за чтение лекций за границей - 1000 долларов. Гонорары за статьи и книги, вышедшие в 1995 г., еще не получал.
Семья состоит из четырех человек: жена - временно не работает, сын - студент, дочь - школьница. Предметом особой заботы является породистый друг человека (колли). Весной этого года семью прописали (в очереди на получение жилья с 1987 года) в трехкомнатной квартире блочного ("депутатского") дома. Домашняя библиотека включает в себя свыше трех тысяч книг, но они очень слабо конкурируют в борьбе за внимание детей с тремя телевизорами и видеомагнитофоном. Пианино марки "Заря" 1958 г. выпуска беспокоит не так часто, как хотелось бы.
Автомобиль - отечественный, ГАЗ-2410. Временно передал его в бесплатное пользование Фонда поддержки демократических преобразований.
К сожалению, у нас на всем земном шаре нет ни земельного участка, ни дачи, ни гаража, ни счетов, ни акций, - а зря, как говорит моя жена.
ОТ РЕДАКЦИИ. К нашему сожалению, мы должны признать, что наш призыв рассказать избирателям о своих доходах не нашел понимания среди тех, кто более всего печется о народе. Это и А. Руцкой, и Г. Зюганов, и Н. Рыжков, и Б. Федоров, и - почти все!
Я попросту затруднюсь оценить доход Юшенкова в сегодняшних цифрах. 23 миллиона... Тысяча долларов - это понимаю. Библиотека 3000 томов - солидно. ГАЗ-2410 - не очень... Пианино "Заря" - трогательно. Наверное, хороший человек. Да чего там - я сам не могу вспомнить цифры своего заработка в 1995-м. Хотя вспомнил... в ноябре 1995-го я уже был без работы! Так что честно могу сказать: заработок - ноль. Только долги, которые я добросовестно раздавал весь 1996-й. Но - весело было, дааа...
Закольцовываем затянувшийся день, пока читатель в раздражении не отписался от канала. 29 ноября, видимо, день недостаточно поэтический для поэтов ХХ века. Знали бы вы, сколько отметилось в этот день авторов века предыдущего... Какая, право, досада! Но, знаете, я без колебаний выбрал Блока, потому что его "Седое утро" от 29 ноября 1913 года из цикла "Арфы и скрипки" мне даже понравилось... Во-первых, здесь "на минимуме" его всегдашней торжественной сумрачности и "тяжёлых наркотиков", хотя без психоделики, конечно, не обошлось... куда же... Блок всё-таки. А во-вторых, это просто красиво... с какой-то кажущейся простотою, из тех, что непроста вовсе...
Утреет. С богом! По домам!
Позвякивают колокольцы.
Ты хладно жмешь к моим губам
Свои серебряные кольцы,
И я – который раз подряд –
Целую кольцы, а не руки…
В плече, откинутом назад, –
Задор свободы и разлуки,
Но еле видная за мглой,
За дождевою, за докучной…
И взгляд – как уголь под золой,
И голос утренний и скучный…
Нет, жизнь и счастье до утра
Я находил не в этом взгляде!
Не этот голос пел вчера
С гитарой вместе на эстраде!..
Как мальчик, шаркнула; поклон
Отвешивает… «До свиданья…»
И звякнул о браслет жетон
(Какое-то воспоминанье)…
Я молча на нее гляжу,
Сжимаю пальцы ей до боли…
Ведь нам уж не встречаться боле.
Что ж на прощанье ей скажу?..
«Прощай, возьми еще колечко.
Оденешь рученьку свою
И смуглое свое сердечко
В серебряную чешую…
Лети, как пролетала, тая,
Ночь огневая, ночь былая…
Ты, время, память притуши,
А путь снежком запороши».
"... И я – который раз подряд – Целую кольцы, а не руки…" Прекрасно! Лучше и не завершить!
Таким (или примерно таким) увиделся мне день нынешний, а уж хорош он был или плох - судить всяко не мне. Любые исторические аллюзии - всего лишь совпадения и не более того! Вам только показалось!..
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Предыдущие публикации цикла "Век мой, зверь мой", а также много ещё чего - в иллюстрированном гиде по публикациям на историческую тематику "РУССКIЙ ГЕРОДОТЪ" или в новом каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE
ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу