Когда я вам рассказывал о картине, к созданию которой Илья Репин привлек своих учеников я упомянул о художнике Иване Семеновиче Куликове. Выходец из крестьянской семьи, родился в деревне, неподалеку от Мурома. Впоследствии этот небольшой городок сыграет весьма важную роль в судьбе художника: станет сначала его главным, а потом и последним прибежищем.
Прямо там, в Муроме, он познакомится с одним из основателей Товарищества передвижников Александром Морозовым. Именно в мастерской Морозова 18-летний Куликов начал свой творческий путь - он был его помощником и выполнял небольшие живописные заказы.
Затем он поступит в школу Общества поощрения художников, а через два года, в 1896 году, попадет вольнослушателем в Академию художеств к Илье Репину, который видя талант молодого художника, помог ему стать полноправным студентом академии. Обучаясь там он не только успел поработать над "Заседанием Госсовета...", о чем было сказано выше, но и выполнил иллюстрации к произведениям Максима Горького (тоже по ходатайству Репина, который был хорошо знаком с писателем).
Наконец, в 1902 году Куликов выпускается из Академии и получает большую золотую медаль за картину "В крестьянской избе". Естественно, к этой медали шла еще пенсионерская поездка в Европу, куда художник и отправился на следующий год.
Вернувшись из заграничной поездки, он поселился в отцовском доме в Муроме, где он продолжил писать картины, пронизанные "русским духом". Так его картина "Мечтательница" не только была представлена на "Весенней выставке" Академии художеств 1906 года, но и ее репродукция была издана в популярном в те времена журнале "Нива". На следующий год картина экспонировалась на выставках в нескольких немецких городах.
Через несколько лет плодотворной работы ему предлагают возглавить Харьковское художественное училище, но он отказывается от этого, так как не хотел уезжать настолько далеко от родных мест. Дальнейшие события показали, что выбор был верным - за цикл жанровых полотен на тему жизни простых людей в Муроме, он получил в 1915 году звание академика. Надо сказать, что помимо жанровых полотен, художник был еще известен как искусный портретист.
С приходом новой власти, Куликов не оказывается на обочине истории и работает как над картинами с деревенскими сюжетами, так и над оформлением города к различным праздникам и, конечно же, портретами людей нового времени.
Его коллекция не только полотен, но и традиционных русских костюмов и утвари, стала основной для открытого в 1919 году Муромского историко-художественного музея, где сам художник и стал работать. В дальнейшем он еще откроет рисовальную школу в Муроме и будет сам там преподавать.
Уже на склоне лет он будет участвовать в художественном оформлении пригородных залов Ярославского (тогда - Северного) вокзала в Москве. Любопытно, что в муромском доме Ивана Куликова долгое время был его дом-музей, однако уже в нынешние времена (2007 год) он был закрыт, а все экспонаты переданы в местный историко-художественный музей. При этом сам дом продолжает принадлежать потомкам художника.
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.
#живопись #картины #история #искусство #русскаяживопись #культура #искусствоведение #художники