Получить миллионы на производство фильма, арендовать себе замок для работы над сценарием, нанять лучших спецов своего времени — ничего в итоге не снять, но войти в историю кинематографа. Красиво?
Это моя новая «классная история»! На этот раз — об экранизации книги «Дюна» Фрэнка Герберта.
Первый раз о фильме по роману заговорили в 1971 году, над ним должен был работать Дэвид Линч, но проект свернули. Тогда ленту решил снять режиссер-экспериментатор Алехандро Ходоровски, и у него это почти получилось, но...
С чего началось
«Дюна» могла бы стать третьим полнометражным фильмом Ходоровски. 46-летний режиссер, пришедший в кинематограф из авангардного театра, к 1975 году снял два максимально странных фильма — «Крот» и «Священная гора», уничтожил один кинофестиваль и снискал славу гениального безумца.
Одним из поклонников его таланта был молодой французский продюсер Мишель Сейду. Он предложил Ходоровски денег на любой фильм, и тот выбрал «Дюну», хотя книгу даже не читал.
«Мой друг сказал, что эта она просто фантастическая», — сказал он.
Права на экранизацию Голливуд продал за бесценок, и Ходоровски приступил к работе.
«Я хотел сделать фильм, который вызвал бы ощущение галлюцинаций, как от наркотика, но без наркотика. <…> Я хотел создать пророка, который изменит умы во всем мире», — рассказал он о своей идее.
Ходоровски переехал во Францию, где Сайду арендовал для него замок. В нем режиссер и начал работу над сценарием. Ему было важно найти в истории «духовный смысл» и воплотить его в фильме. А помочь в этом должны были «духовные воины», и Ходоровски отправился на их поиски.
Путь воина
Первым «воином» стал Жан «Мёбиус» Жиро, талантливый французский иллюстратор. Он практически поселился вместе с Ходоровски, вместе они сделали раскадровку для всего фильма — три тысячи рисунков.
«Он не только был художником невероятного таланта, он был очень быстрым — как сверхчеловек», — сказал режиссер.
Ходоровски называл его своей «камерой», они встречались каждый день в 8 утра и начинали «снимать». Когда эта часть работы была сделана, потребовался «воин», разбирающийся в спецэффектах.
Первым сотрудничество предложили Дугласу Трамбаллу, создателю спецэффектов в «Космической одиссее: 2001». Хотя тот был новатором, лучшим экспертом своего времени, Ходоровски отозвал приглашение после того, как пообщался с ним вживую.
«Я сказал: ‘’Я не буду с тобой работать’’, и мы уехали. Он был большим специалистом, но не духовным человеком, он не мог сделать пророческий фильм», — сказал Ходоровски.
Вскоре режиссер познакомился с Дэном О’Бэнноном и понял, что ему нужен именно он. Особый заслуг у О’Бэннона пока не было, он снял всего один фильм — «Темную звезду», студенческую ленту, внезапно вышедшую в прокат. Однако О’Бэннон был талантлив и достаточно духовен для работы над «Дюной».
Третьим «воином» стал актер Дэвид Кэррадайн, он должен был сыграть герцога Лето. А вот роль его сына Пола досталась 12-летнему сыну Ходоровски Бронтису. Режиссеру было нужно, чтобы мальчик не просто сыграл роль, а сам стал Полом. Он нанял учителя, чтобы Бронтис научился сражаться голыми руками, с ножом и мечом. Мальчик тренировался ежедневно по пять часов в день на протяжении двух лет.
Дизайн космолетов режиссер поручил создавать далеко не последнему английскому художнику Крису Фоссу, мастеру научно-фантастической иллюстрации. Его он тоже перевез во Францию.
«Я так и не прочитал книгу, не знаю, из-за чего сыр-бор. Все давал Алехандро и его сценарий. В идеальном мире ему даже сценарий не понадобился бы, его можно было посадить, он бы все вам рассказал», — посмеялся художник.
Ходоровски везло: люди сразу же соглашались принять участие в его авантюре. Однако ему были нужны лучшие — те, кто подчинил себе весь мир. Он о них уже знал, а они о нем — пока нет.
Как приручить Дали
Ходоровски хотел, чтобы у каждой планеты в фильме была своя музыкальная тема. Одну из них он «отдал» Pink Floyd (и те согласились!). Еще одну планету «вручили» французской рок-группе Magma.
Императора в его фильме, решил Ходоровски, мог сыграть только Сальвадор Дали. Но как с ним познакомиться? Режиссеру в очередной раз повезло: он остановился в отеле в Нью-Йорке одновременно с художником. Чтобы его впечатлить, Ходоровски вырвал из книги о таро иллюстрацию с арканом «Повешенный» и написал на ней: «Я хочу встретиться, потому что сниму кино с вами».
Дали был в восторге, встретиться согласился, а вот сняться в фильме — нет. Сначала он устроил режиссеру несколько испытаний, а затем потребовал, чтобы в одном из кадров с ним был горящий жираф. И зарплату — самую большую в Голливуде, 100 тысяч долларов в час.
Ходоровски, посовещавшись с продюсером Сайду, согласился. Уже после этого Дали показал режиссеру альбом еще одного художника — Гигера. Ходоровски впечатлился и сразу же отправился на его поиски. Нашел, уговорил.
А вот Мика Джаггера уговаривать не пришлось. Правда, Ходоровски пригласил его в ленту в качестве актера — на роль Фейд-Раута (у Линча его сыграл Стинг).
Все готово, что дальше?
Когда команда была собрана, Ходоровски распечатал иллюстрации, раскадровки, картины, сшил их в книгу и передал на рассмотрение в каждую голливудскую кинокомпанию. Фильм по прикидкам продюсера обошелся бы в 15 миллионов долларов (это очень много, бюджет «Космической одиссеи» — 12), денег не хватало. Кинокомпании проектом восхищались, но воплощать его в жизнь отказывались.
«Меня спросили, смогу ли я урезать фильм до кинотеатральных полутора часов. Я ответил, что нет, с чего бы, я сделаю фильм на 12 часов, на 20!», — сказал Ходоровски.
К тому моменту деньги съемочной команды закончились. Все участники проекта дико разочаровались. Их фильм в итоге забрали и передали Дэвиду Линчу. Когда лента вышла в прокат, Ходоровски наотрез отказался ее смотреть. Но члены команды все-таки затащили его в кинотеатр.
«Я думал, что разревусь. И вот запустили фильм, потихонечку, по чуть-чуть, ко мне пришла радость, потому что фильм был ужасен! Это провал!», — сказал режиссер.
Он добавил, что «Дюна» в этом мире осталась в форме мечты — и это хорошо, грезы тоже меняют мир. Члены команды режиссера вскоре начали работу над фильмом «Чужой», а Ходоровски вместе с Мебиусом «перенесли» свою «Дюну» в комиксы — в «Инкал».
Некоторые критики считают, что если бы «Дюна» все-таки вышла, то научно-фантастическое кино сейчас было бы совсем другим. В любом случае отголоски этой великой грезы можно найти во многих фильмах.
Информацию, цитаты и скриншоты я взяла из документального фильма «''Дюна'' Ходоровского», сайт фильма здесь. Обязательно посмотрите, его легко найти в интернете, это огонь-кино.