Сказка странствий: Мрачная фантазия о борьбе любви против денег

179 прочитали
«Мосфильм, «Совинфильм»,  «Баррандов», «Букурешти»
«Мосфильм, «Совинфильм», «Баррандов», «Букурешти»

Этот фильм помог решить вопрос, который мучил долгое время. Кто лучше – Олег Даль или Андрей Миронов? Оба были выдающимися талантами со схожим типажом. А услышав, как Даль читает сборник Лермонтова «Наедине с тобою, брат», показалось, что до этого я стихов не слышал, настолько вдохновенно они были исполнены.

Подозрения насчет Даля начались после фильма «Тень» (те же сценаристы, кстати, что и «Сказка странствий»). Даль сыграл там целых ДВЕ главных роли – героя и его злого двойника. Миронов исполнил роль людоеда, но она недостаточно большая, чтобы актера в чем-то винить.

Ну так вот, я был поражен насколько посредственным вышел фильм. А ведь режиссер Надежда Кошеверова до этого отлично сработалась с Далем в признанной классике отечественных сказок по мотивам Андерсена «Старая, старая сказка».

У «Тени» тоже был великолепный первоисточник - пьеса Шварца. Но многие смешные эпизоды получились на удивление ровными. Например, министр (Зиновий Гердт) рассказывает, как втридорога продал врагу яд, а тот его отравил, и теперь он парализован. Но якобы оно того стоило!

Удачные фразы испорчены какой-то отстраненной, совсем не комичной режиссурой. Не говоря уже о том, что Гердт, сам инвалид войны, посмеивается над собственными увечьями. Очень странное решение…

В общем, Даль не смог вытянуть «Тень» из пучины посредственности, хотя у картины были все составляющие успеха.

«Мосфильм, «Совинфильм»,  «Баррандов», «Букурешти»
«Мосфильм, «Совинфильм», «Баррандов», «Букурешти»

Сильные герои с трагичными обстоятельствами

В «Сказке странствий», наоборот, Андрей Миронов – тот человек, который делает фильм великолепным. И сложно представить, что вышло бы, если бы на его месте оказался другой актер. Потому что у картины хватает если не откровенных недостатков, то расхождений в тональности и спорных решений.

Это одна из первых попыток в СССР сделать из сказки что-то более серьезное. То есть, кандидат на первое советское фэнтези (местами даже темное).

История навеяна «Снежной королевой» Андерсена. Сестра ищет брата, а найдя, видит, что его душа потеряла все доброе и светлое. Итак, злодей в костюме Деда Мороза крадет мальчика, умеющего искать золото. Сестра, не желающая эксплуатации брата (от золота у него болит голова), отправляется вдогонку, а помогает ей бродячий ученый Орландо.

«Мосфильм, «Совинфильм»,  «Баррандов», «Букурешти»
«Мосфильм, «Совинфильм», «Баррандов», «Букурешти»

Труд всей жизни Орландо – это вышитый на (тоже атласной) ткани атлас. В какой-то момент он рассказывает высокопоставленной публике, что государства – это органы планеты. И печень не должна воевать с селезенкой. Но никто не желает его слышать…

Для персонажа Миронова этот пронзительный монолог – кульминация. Не сумев донести свою идею, он лишается амбиций и смысла жизни… Кажется, будто его судьба предрешена.

Проблема в том, что Миронов настолько вложился в роль, что когда он исчезает из картины – она как-то блекнет.

«Мосфильм, «Совинфильм»,  «Баррандов», «Букурешти»
«Мосфильм, «Совинфильм», «Баррандов», «Букурешти»

Нищета лучше богатства за чужой счет

Другая главная тема фильма – осуждение достатка, как смысла жизни. Найдется и вечный атрибут фэнтези – дракон. Только тут он «нефтяной». Когда-то он упал в болото и завяз. Рыцари пришли его добить, но вместо этого поселились на нем вместе с семьями. От исходящего изнутри жара местный климат стал теплым, а урожаи – обильными. Жители начинают чрезмерно усердно эксплуатировать дракона, что не может не остаться безнаказанным.

Ну и нельзя помянуть эпизод, на всех наводивший страху (хотя фильм и без того мрачный). Герои оказываются в зараженном городке, где Чума в лице ведьмы выкашивает население, не щадя даже детей. Кругом трупы, похоронные процессии и чумные докторы.

Все это великолепие (съемки и декорации – на высоте) не может скрыть весьма неровную композицию фильма. Главный злодей, равно как и главный двигатель сюжета – брат, которого нужно спасти, появляются в начале, постепенно удаляются из кино… Чтобы вернуться 10 лет(!) спустя.

«Мосфильм, «Совинфильм»,  «Баррандов», «Букурешти»
«Мосфильм, «Совинфильм», «Баррандов», «Букурешти»

А финал такой, что крах злодеев не очень-то и радует. Наверное, Зигмунду Фрейду такое бы понравилось. В сознании брата поселяется герой Миронова. Конечно, это хорошо. Ведь он гениальный ученый, и будет делиться с миром новыми идеями и изобретениями. Но как относиться к тому, что героиня – в него влюблена? И как дальше будут развиваться ее отношения с братом? Столько вопросов, искать ответы на которые совсем не хочется…

Сказок в СССР хватало, все они были оптимистичные, поэтому фильм оказался не понят массами и потерпел в год выхода кассовый провал. Бо́льшим успехом он пользовался в Румынии, где его посмотрело где-то 5% населения.

Но с годами фильм стал только лучше, а музыка Альфреда Шнитке, сопровождающая картину, и вовсе бессмертна. Послушав ее, иначе как прекрасной «Сказку странствий» не назовешь.

Спасибо за внимание! Будем рады любой вашей оценке или комментарию! У нас также найдутся обзоры на похожие по жанру современные фильмы от студии "Лика": День Красной Луны, Легенды Иреи и Тайна Озера. Другие кинообзоры фантастики и фэнтези можно найти в отдельной рубрике.