Пируэты над пропастью
(Тема для ноктюрна под «Лунным верливнем» Юлии Андреевой)
Веер с шорохом раскрылся, И глаза над перламутром Вдохновенно заблестели. Музыка пьянила, будто...
Будто пахнуло вдруг в ночи снами Серебряного века - театральными, изысканными до оскомы, изломанными в ритме изгибов модерна. И представляется уже некий невесомый танец босоножки, переходящий в танцующий полёт... Однако уже разматывается на ветру смертельный шарф Айседоры. Но не думать о нём, не думать... Уж лучше вспомнить вальс цветов из «Щелкунчика», эти распускающиеся в воздухе цветы эти перелёты удивительно утонченных героев с одного цветка на другой... (Откуда это видение? Ну да, виденный в детстве мультфильм по мотивам бессмертного балета Чайковского!) И это вовсе не цветы уже, а звезды. А может, не звезды и не цветы, а только их аромат и мерцание.. .Только блики слов и образов в бездонном пространстве...
.. .Брызну ярким светом в ночь... .Невесомо я кружусь в тишине...
.. .Из каких-то снов художники
пригласили женщин в розовом...
(Ах, где вы, Марина Цветаева, которой «розового платья \ никто не подарил/!»)
.. .Прежде всего
постарайся сказать несказанное...
Помимо неудержимой полетности удивляет свобода фантазии. Стихи рождаются даже не из ахматовского сора - очень конкретно-акмеистически видимого и осязаемого. -а почти из ничего - из полунамека, прозвучавшего во сне, из отдаленного звона детских воспоминаний, из импрессионистических мазков на облаках, из игры светотени.
Я ничего не понимаю в верлибрах, вернее в том, как их следует писать. Впрочем, сомневаюсь, что в этом хоть кто-нибудь хоть сколько-то понимает. Верлибры не пишутся и не выстраиваются, они выдыхаются или вдыхаются, они просто или получаются или нет. И дело тут не в извивах формы, а в состоянии души. Потому этот ВЕР изначально.
врожденно-ЛИБР!
Сущность бабочки - в ее полете. В ее незащищенности и неуловимости. Да, можно накрыть ее сачком, пронзить булавкой, скрупулезно описать узор на крылышках - но она уже перестанет быть живым порхающим чудом...
А теперь отложим все написанное мной и прочитанное вами - как первое впечатление и вглядимся, вглядимся в этот мерцающий, распахивающийся и запахивающийся перед глазами узор. Что проступает в рисунке крыльев?
...Час пробил,
смерть, сорвавши маску,
кого-то ищет в темноте... .Почему ты не слышишь?
я кричу, раздираемая ветром...
... А ты знаешь, ведь предатели вешаются...
... .Нищета тащит, тащит и тащит
горб горести... .Всегда одно - стучаться в пустоту...
.. .Как страшно быть вечной...
Вот они, узоры вечных трагедий (или трагедии Вечности), читающиеся на крыльях легчайшей летуньи. Таким отравленным зельем поит нас порхающая фея по имени Юлия. Вот такие цветочки, такие бабочки, такие вот сказочки... А не задумывались ли вы и сами, как все это эфемерно? Легчайшее дуновение - и облетели лепестки, и стерлась с крыльев пыльца, и растаяла вера в счастливый конец. Но в то же время нет на земле ничего более вечного, чем сказки, чем цветы и летающие над ними бабочки, чем любовь и женская мудрость - не закованная в доспехи Афина, из головы рожденная, а Психея - сама душа и жизнь в нелогичном ее постоянстве и удивительно устойчивой изменчивости.
Это так по-женски отчаянно - считать все концы началами, порхать над своими печалями, купаясь в наплывах боли. Потому что все сказки досказаны, все прямые пути заказаны и чуть скрыты цветущими фразами кристаллы отравленной соли...
И вслед за другой поэтессой, муза которой признается, что именно она «Дантэ диктовала страницы Ада», Юлия Андреева вскользь, на лету проговаривается:
Как символ розы - лабиринта ад.
Я адом шла по всем его кругам.
По лепесткам...
Ну что ж, у каждого серьезного поэта свой путь. Почему бы и не так вот идти... Если походка - летящая.
Бумажную книгу "Лунный ливень" можно приобрести в Лавке писателей https://lavkapisateley.spb.ru/knigi-peterburgskikh-pisatelej/lunnyj-liven или прочитать на АвторТудей https://author.today/work/141507