Найти тему
Руслан Назипов

7 ошибок при покупке готового бизнеса в 2022 году

Многие считают, что покупка готового бизнеса - заведомо выгодное капиталовложение. Безусловно, отлаженные бизнес-продажи, сильная команда, устоявшаяся клиентская база и известное имя на рынке привлекают. Но стоит ли это того? Ниже укажу основные ошибки, которые можно совершить при покупке бизнеса «под ключ» и расскажу, на что и как обратить внимание при покупке салонного бизнеса.

Самая первая ошибка - заниматься бизнесом параллельно с основной работой. Многие думают, что достаточно будет появляться в салоне раз-два в неделю, чтобы забирать выручку. Но увы, для бизнеса это заканчивается обычно тем, что:

- доходы падают;

- персонал начинает воровать;

- клиентов уводят на дом или они сами уходят в другой салон;

- долги за аренду, рекламу и зарплату растут.

Как итог - Вы закрываете салон.

Если же Вы собрались нанять управленца, то сравните его ожидаемый доход с доходом Вашего бизнеса. Зачастую это примерно равные цифры.

Купить готовый бизнес едва ли не проще, чем пирожки в магазине. Но важно понимать, что на первых порах надо будет очень много делать самому и многому научиться. Речь идет о сроке минимум в один год. За этот период теоретически можно выстроить отношения с коллективом, наметить работников, которые могут занять места управленцев, обучить их и т.д. Но и самый лучший коллектив постоянно нужно контролировать.

-2

Вторая, и пожалуй, самая распространенная ошибка - приобрести стартап, то есть бизнес возрастом менее 3-х лет. По статистике именно этот возраст не переживает около 97% вновь открывшихся предприятий.

Вы совершите фатальную ошибку если купите готовый бизнес на заемные средства. Зачастую новоявленные владельцы теряют не только имущество, но и недвижимость, под залог которой занимали деньги.

Популярные “грабли” - думать, что не придется заниматься развитием и продвижением бизнеса. Если вы не выделите время на развитие и продвижение бизнеса, то в скором времени произойдет то же самое, что и в случае, описанном выше.

Также Вашей ошибкой будет, если вы приобретете бизнес, не учитывая данные геолокации. Речь идет о находящихся поблизости конкурентах, проходимости и посещаемости местонахождения салона, транспортной доступности и наличии парковки.

А теперь представьте, что Вы купили бизнес, а помещение, в котором он находится, планируется под снос или с учетом уплотнительной застройки первая линия города/района перестанет быть таковой. Чтобы этого избежать необходимо учитывать план генеральной застройки Вашего города. Обычно они бывают доступны в интернете или в управлении по архитектуре города.

-3

Вы также подвергаете себя риску, если перед покупкой не проведете полную и всестороннюю проверку бизнеса. Чтобы не купить кота в мешке нужно обратить внимание на:

1) Прибыльность бизнеса. Как ее оценить?

- запросить отчеты у текущего собственника бизнеса;

- проанализировать доходную и расходную часть. С введением онлайн-касс это стало делать еще проще;

- попросить доступ к личному кабинету у оператора фискальных данных и вся кассовая книга перед вами;

- можно отдать данные на анализ профессионалам: аудиторам или бизнес-брокерам;

- можно провести финансовый анализ бизнеса самому. Для этого инкогнито посетите салон и обратите внимание на количество посетителей в разное время, узнайте, чем этот салон отличается от ему подобных, поговорите по душам с персоналом.

Для чего вы это делаете? Во-первых, так вы сможете подсчитать возможный доход салона в день, месяц и т.д. А во-вторых, при покупке сопоставите свои данные с отчетами хозяина бизнеса перед продажей.

2) Эмоциональный аспект бизнеса. Самое главное в приобретении - не отлаженные процессы, а люди, которые отвечают за их исполнение, и в какой атмосфере они это делают. Но если вы отметили не сервисное поведение персонала, значит, и в этот пункт необходимо будет вложить денежные средства и время.

3) Клиентская база. Если собственник салона не может назвать вам точную цифру постоянных клиентов салона, то для вас это сигнал насторожиться. Как и цифра в 30-50 человек. Не знать количество клиентов может позволить себе лишь хозяин убыточного бизнеса.

4) Команда профессионалов. Запросите сертификаты, грамоты и свидетельства о повышении квалификации. Поговорите с каждым членом команды, чтобы почувствовать настроение коллектива и выявить явных и скрытых лидеров. Узнайте, захотят ли сотрудники остаться после продажи. Необходимо помнить, что салон или клиника без дружной и правильно замотивированной команды это всего лишь стены, мебель и имущество.

5) Документация салона/клиники:

- защищено ли наименование и знак обслуживания салона/клиники (наличие государственной регистрации в Роспатенте товарного знака и наименования предприятия индустрии красоты);

- договор аренды. Продлит ли арендодатель договор новому собственнику? Самым правильным решением будет отдать договор аренды на анализ юристу;

- лицензии на медицинскую деятельность: если деятельность предприятия индустрии красоты подразумевает наличие лицензии, то с их наличием необходимо также ознакомиться до покупки бизнеса;

- документы на имущество, в том числе на медицинские изделия: запросите документы на все имущество салона/клиники, в том числе и на свидетельства о государственной регистрации.

6) Отсутствие долгов предприятия/владельца. В случае банкротства юридического или физического лица все сделки по распоряжению имуществом за последние 3 года могут быть обжалованы и отменены. А это означает, что договор купли-продажи бизнеса потеряет юридическую силу, и неизвестно, сможете ли вы взыскать с продавца денежные средства.

-4

В данной статье я сознательно не говорю о договоре купли-продажи бизнеса, так как это отдельная большая тема.

Что должно насторожить? Стоп-факторы:

- текущий владелец бизнеса под разными предлогами затягивает предоставление Вам любой информации о бизнесе или прямо отказывает в ее получении;

- у вас есть подозрение об искажении информации о продаваемом бизнесе со стороны продавца;

- текущий владелец всячески торопит вас с принятием решения о покупке его бизнеса и с выходом на сделку купли-продажи;

- продавец не может внятно сформулировать причину продажи бизнеса.

Если в ходе переговоров о покупке бизнеса Вы столкнулись хотя бы с одним из вышеприведенных факторов, то лучше откажитесь от сделки или перепроверьте все еще раз с помощью профессионалов: аудиторов, оценщиков, юристов и бизнес-брокеров (с последними соблюдайте известную осторожность, так как они могут иметь интерес в предстоящей продаже, а значит, проверяете и их).

Оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на этот блог!

-5