...Один добродетельный приятель величайшего французского просветителя Вольтера посоветовал тому не очень-то злоупотреблять такими вещами, как Кофе и Работа, аргументируя свои увещевания тем, что они убивают философа. На что неутомимый сатирик лукаво заметил:
"Да я уже родился убитым!"
...Обожаю философов, у которых с чувством юмора был полный порядок, и которые оставили о себе добрый след не только в виде серьёзных трактатов, но и в виде любопытных, пропитанных остромётным юмором, колючей сатирой, изысканным сарказмом, а при случае и едким цинизмом, реальных жизненных историй.
И в этом смысле господин Вольтер (урождённый - Франсуа-Мари Аруэ), осветивший, словно метеор, вселенской мудростью XVIII век, на мой нефритовый взгляд, является уникальным историческим персонажем.
И да, за долгие 83 года жизни, ситуаций, в которых побывала эта уникальная личность, случалось несметное множество. Ну и, поскольку жизнь великих людей полна не только реальных, но и додуманных, фальсифицированных и даже вымышленных историй, то гарантировать подлинность всего того, что дошло до нашего времени, я не в праве.
Всё, что я могу только сказать, что, во-первых, как известно, не бывает дыма без огня; а, во-вторых, свои сегодняшние истории я взял из бумажного носителя, книги "Музей остроумия", автором которой является Л.Р. Козлов, минского издания "Полымя", 1989 г.
Так что только вам, уважаемые друзья, считать: где здесь правда, а где вымысел. Но зато могу гарантировать, что если пробежитесь по всем сюжетам, то ни за что не пожалеете. Ну и, как всегда, самая большая интрига на дне Дзен-статейной впадины, то бишь в финале данной статьи. Итак, поехали...
Вольтер и Религия...
Как известно, Вольтер саркастически относился и ко всем религиям, которые были персонифицированы богами. И не важно о ком шла речь: о Будде, Аллахе или даже Христе. Хотя и ортодоксальным атеистом он не был, т.к. допускал идею существования "верховного разума"
Ну а коль так, то вполне естественно, что Католическая церковь, да и вообще Христианство, выступала "красной тряпкой" для вольтеровского сатирического пера. И нравилось это далеко не всем. Друзья и коллеги по научному цеху всё же не теряли надежду на то, что Вольтер однажды успокоится и придёт к "правильному Богу".
И вот на одном из светских мероприятий, добрый знакомый обратился к Вольтеру с вопросом:
- Старик, ну ты с Богом наконец-то помирился?
На что богонепримиримый философ шутливо ответил:
- Не совсем. Мы с ним при встрече кланяемся, но не разговариваем...
Вольтер о потусторонней жизни...
...Однажды Вольтера развели на разговор о потусторонней жизни. Собеседники попросили его представить, что по его мнению испытывают люди, попав на небеса: Страх или Радость? Просветитель с ответом не заставил себя долго ждать, однако сделал это весьма уклончиво:
- Ни то и ни другое. Единственное мы все испытаем, когда это случится и с нами, так это Удивление. Причём удивлены мы будем Трижды! Во-первых, тем, что встретим на небесах тех, кого не надеялись встретить. Во-вторых, тем, что не встретим тех, кого очень надеялись увидеть. И, в-третьих, тем, что сами там оказались!
Скромный Вольтер о своей уникальности...
...Вольтер никогда не отличался снобизмом, но и цену себе знал. Он искренне считал себя гением и никогда этого не скрывал, а иногда прилюдно подчёркивал. Так однажды, пребывая в гостях у прусского короля Фридриха II, последний предложил гостю прокатиться по водной глади на королевской лодке.
Вольтер любезно согласился, но едва заскочив в лодку и увидев, что в днище забил самый настоящий фонтан, в силу небольшого отверстия, он как ужаленный выскочил из лодки.
Фридрих, не скрывая удовольствия, закатился смехом, насладившись которым заметил:
- Сударь, как же вы опасаетесь за свою жизнь! Вот меня столь малая течь совершенно не пугает.
На что Вольтер, стряхивая воду со своих модных ботфортов, смело парировал:
- И это не удивительно, ведь королей на свете полно, а Вольтер - единственный!
...Как сейчас помню тот старый, добрый 1733 год, когда вышли в свет "Философские письма" месье Вольтера. Однако французские парламентарии, окунувшись в их содержание с головой, были крайне возмущены не столько их содержанием, сколько наглостью автора. Парламент принял безапелляционное решение сжечь столь крамольную рукопись.
Когда парламентское решение дошло до автора, тот заметил:
- Оно и к лучшему, мои шедевры, как каштаны: чем сильнее их жарят, тем большим тиражом продают, и тем более аппетитны они становятся!
Амбициозность и смелость Вольтера...
...Как-то после приятной беседы на тот момент ещё с молодым и амбициозным Франсуа-Мари Аруэ, регент юного Людовика XV - Филипп Орлеанский пообещал приятному визави подыскать значительную должность при дворе. Время шло, но никакие предложения от знатного вельможи молодому человеку не поступали.
При очередной встречи с регентом будущий Вольтер любезно напомнил тому о данном обещании. Не известно как бы ответил на это Филипп, встретись они один на один, но в тот момент регент был в окружении четырёх министров. И поскольку про юношу, а тем более про своё обещание он давно забыл, то ответ на напоминалку прозвучал более чем насмешливо:
- О да, я всегда держу своё слово! Вы, сударь, будете ведать департаментов придворных ШУТОВ.
...Столь неожиданный ответ лишь на мгновенье смутил будущего зарождающегося гения, и уже в следующий момент он гордо произнёс:
- Спасибо, нет! На этом месте у меня будет слишком большая конкуренция. Четырёх конкурентов я лицезрю прямо сейчас.
"Борзописец - Добрый друг" и Семирамида Севера...
...Ну и в заключение ещё одна история, которая вас непременно улыбнёт, ведь она не только про Героя нашего романа, но и про Семирамиду Севера, с которой некоторое время Вольтера связывала личная переписка.
Екатерина II, прекрасно знавшая, сколь высоко Вольтер ценил личность Петра I, однажды, уподобившись своему славному предшественнику, который, как известно, старался преуспевать даже в рукодельных искусствах, решила освоить мужскую профессию, а точнее токарное дело.
С самооценкой у государыни проблем никогда не было, а потому вскоре решив, что она достигла уровня токаря восьмого разряда, Северная Семирамида выточила из слоновой кости что-то наподобие табакерки, да и выслала её в качестве презента Вольтеру.
Последний в долгу не остался. Он взял пару уроков у леди, которая знала толк в вязании, да и связал собственноручно - шёлковый дамский чулок, который кое-как упаковав, отправил в Санкт-Петербург на имя великой русской императрицы. В сопроводительном письменном послании Вольтер написал:
...Вот такие забавные, не столько достоверные, сколько анекдотические, факты из жизни Гениального философа-просветителя, писателя, поэта, историка, публициста и конечно же Сатирика, я решил сегодня вынести на ваш суд. Кстати, в моей биографической коллекции есть ещё немало историй из жизни, местами мифической, неповторимого Вольтера. И довольно только вашего слова и искреннего желания, и я запущу ещё одну статью, посвящённую этому замечательному французу.
...Не смею настаивать, но искренне рассчитываю на ваши ЛАЙКИ, КОММЕНТАРИИ и НОВЫЕ ПОДПИСКИ НА КАНАЛ.
И парочка традиционных вопросов для тех из вас, мои славные читатели и гости канала, кто обожает и прокачивать свои мозги, получая от этого нескрываемое удовольствие, и честно высказываться в Комментариях:
- Какая из приведённых околоисторических зарисовок вам: 1. Понравилась более всего? 2. Показалась наиболее достоверной? 3. Вызвала одновременно и улыбку, и недоверие?
- Включили ли бы вы имя Вольтера в "Золотую десятку самых Гениальных мыслителей в истории человечества"? И если ответ отрицательный, то на вскидку, какое место выделили бы для философа, если бы у нас был 100-местный пьедестал?
- Кого из российских мыслителей вы бы поставили рядом с Вольтером?
...Ах да, Добро пожаловать и на мой Второй канал, если до сих пор не успели этого сделать, ведь ни вреда, ни неудобств данный шаг не предполагает, а интерес и польза гарантируются: