Для Москвы в Закавказье наступило время принятия решений, так как появились игроки, готовые сыграть в жесткое обострение, чтобы создать новый формат военно-политического управления регионом.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян посетил с рабочим визитом Париж, где в Елисейском дворце провел переговоры и обсуждения с президентом Франции Эммануэлем Макроном о перспективах отношений между Ереваном и Баку.
Возможно, визит был мотивирован тем, что Франция сейчас председательствует в Совете Безопасности ООН (СБ ООН), и Армения, при поддержке Парижа и лично президента Макрона, рассчитывает включить этот вопрос в его повестку.
В этой связи Пашинян заявил на брифинге в Париже, что "считает необходимым перейти к подписанию мирного договора между Арменией и Азербайджаном с взаимным признанием границ, установленных Соглашением СНГ от 8 декабря 1991 года", а также подчеркнул "важность начала обсуждений между Азербайджаном и Нагорным Карабахом".
Но пока Макрон, похоже, уклоняется от предложенного Ереваном сценария действий на уровне Совета Безопасности ООН, обозначая свою позицию словами общего характера. Он, как всегда, призвал стороны к "деэскалации и незамедлительному возобновлению переговоров" и заявил, что "намерен поговорить со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым".
Из этого сразу следует общий вывод: официальный Ереван продолжает выстраивать параллельный Москве "канал возможностей" для решения проблем с Азербайджаном, открыто намекая на существование внешнеполитической альтернативы. И не только.
Фактически речь идет о пересмотре мирного соглашения от 9 ноября 2020 года, которое остановило вторую карабахскую войну и на основе которого до сих пор разрабатываются положения предполагаемого мирного договора.
Дело в том, что во время второй карабахской войны Франция вела себя двусмысленно на фоне настоящей пассивности. С одной стороны, французский Сенат принял резолюцию, признающую независимость Нагорно-Карабахской Республики (НКР).
С другой стороны, документ не был утвержден президентом Макроном, хотя многие в Ереване надеялись, что Париж пойдет на такой шаг. Это был ошибочный диагноз, основанный на том, что во Франции есть серьезная армянская диаспора, армянское лобби, способное нанести удар в спину Алиеву.
Поэтому сейчас возникает вопрос о причинах вновь оживших надежд Еревана на то, что для Парижа проблемы Закавказья перейдут в разряд если не первых, то заметных. Хотя было бы политической фантастикой представить, что Париж будет готов направить какие-либо военные силы на линию противостояния между Азербайджаном и Арменией.
Что же тогда является отправной точкой для Пашиняна, призывающего сегодня Францию принять активное участие, хотя бы символическое, в постконфликтном урегулировании карабахского конфликта?
В этом контексте возникает стойкое ощущение, что так называемая интернационализация переговорного процесса с Азербайджаном строится Арменией с элементами соотнесения с перспективами кризиса на территории, бывшей УССР.
У армянской стороны есть сильное ощущение, что так называемая интернационализация переговорного процесса в Азербайджане конструируется Арменией. Кроме того, в Армении были озвучены взгляды первого президента Армении Левона Тер-Петросяна.
Он утверждает, что "Россия потеряла ключ к карабахскому урегулированию" и что "в ее случае все было бы гораздо конструктивнее, если бы не события в бывшей УССР", и теперь "положение Москвы якобы сложное".
По его мнению, "у США и ЕС есть возможность сделать так, чтобы позиция армянской стороны не ухудшилась", и все "зависит от того, насколько серьезно Вашингтон и Брюссель будут заниматься вопросом о бывшей УССР".
Что касается Азербайджана, то на официальном уровне он очень осторожно комментирует кризис на территории бывшей Украины, хотя что-то подсказывает нам, что Алиев придерживается иной позиции, чем Ереван. Он более реалистично оценивает перспективу реинтеграции проблемы отношений с Арменией в большую международную политику, выводя ее на уровень противоречий между Россией и коллективным Западом.
В то же время Баку правильно оценил реакцию Москвы на обращение Армении за помощью в ОДКБ и причины вербальной дипломатической активности Франции, одной из стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Повторюсь, вся проблема Армении заключается в диагностике ситуации, ее разделении на два лагеря - пророссийский и прозападный.
Что касается Москвы, то она выжидает. Для того чтобы делать какие-то прогнозы сейчас, нужно знать детали, которые на данный момент нам неизвестны. Но время для принятия решений есть, поскольку есть игроки, готовые сыграть на обострении, чтобы создать новый формат военно-политического управления регионом.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.
Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.
У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...