Найти тему
Известия

Кассовый отрыв: Счетная палата нашла нарушения в госзакупках во время пандемии

В условиях пандемии COVID-19 заказчики злоупотребляли госзакупками у единственного поставщика, несмотря на несрочность и отсутствие их связи с коронавирусом. Об этом сказано в отчете Счетной палаты, направленном первому вице-премьеру Андрею Белоусову (документ есть у «Известий»). В нем отмечено: речь, например, о контрактах на ремонт и содержание дорог, разработку проектной документации, благоустройство территорий. Нередко закупки у единственного исполнителя шли по ценам гораздо выше среднерыночных. Также по завышенным ценам закупали маски: единственные поставщики продавали их по 5 рублей за штуку вместо средних 3 рублей.

Купили лишнего

Счетная палата проанализировала реализацию антикризисных мер в сфере закупок, принятых в 2020 году для преодоления сложной экономической ситуации из-за COVID-19. Результаты направили письмом Андрею Белоусову. В Счетной палате указали, что в законодательстве РФ о контрактной системе не предусмотрены особенности осуществления закупок при возникновении чрезвычайной ситуации или при введении режима повышенной готовности. Во время пандемии в 2020 году самой действенной мерой, позволяющей оперативно обеспечивать госзакупки, необходимые для предотвращения распространения коронавируса, стала возможность проводить тендеры у единственного поставщика.

Справка «Известий»

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика.

Аудиторы обнаружили множественные злоупотребления заказчиков правом закупок у единственного поставщика, несмотря на несрочность и отсутствие связи таких тендеров с коронавирусом. В частности, такие конкурсы проводили для строительства спортивных объектов, ремонта дорог и благоустройства территорий. Всего в Счетной палате обнаружили более 2 тыс. нарушений.

Кроме того, в ходе анализа цен закупленной у единственных поставщиков продукции выяснилось, что стоимость за единицу товара превышала среднерыночную — разброс мог составлять больше чем в три раза. Например, маски приобретали по 5 рублей за штуку, хотя на конкурентных аукционах цена составляла 3,2 рубля. Если бы все маски закупили на аукционах, удалось бы сэкономить 341,7 млн рублей бюджетных средств, или 45,6% от потраченного на них, следует из отчета Счетной палаты.

В пресс-службе Минфина «Известиям» сказали, что при расчете альтернативных вариантов закупок масок стоит учитывать, что в начале пандемии они стали крайне дефицитным товаром. Заказчики вынужденно покупали их в срочном порядке по ценам, фактически складывавшимся в тот период. При проведении аукциона в условиях дефицита весьма вероятно отсутствие заявок, отметили в ведомстве.

Не поздно исправить

Счетная палата предложила правительству поручить Минфину и ФАС совместно с заинтересованным органами власти до 31 декабря 2022 года рассмотреть ряд вопросов касательно регулирования госзакупок. А именно:

• установить специальный код бюджетной классификации для обособления бюджетных денег на закупки товаров, работ, услуг, которые необходимы вследствие обстоятельств непреодолимой силы, а также для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

• провести анализ степени влияния размера обеспечения исполнения контракта на выполнение обязательств по контракту поставщиками. По итогам анализа рассмотреть вопрос о снижении верхнего порога размера обеспечения исполнения контракта;

• установить порядок направления уведомлений о закупке у единственного поставщика посредством Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок.

В Минфине считают, что введение специального кода для маркировки закупок не вполне обосновано: она станет дублирующей. А действующий размер обеспечения по общему правилу составляет от 0,5% до 30% и определяется заказчиком в зависимости от объекта закупки.

При этом в Минфине поддержали перевод уведомлений контрольного органа в электронную форму. Учитывая, что контракты размещаются в ЕИС и к ним есть доступ у контрольных органов, соответствующее уведомление целесообразно осуществлять автоматически без дополнительных действий со стороны заказчика, полагают в министерстве.

В пресс-службе ФАС «Известиям» сказали, что тоже считают целесообразным определить регламент направления заказчиками сведений о закупке у единственного поставщика в антимонопольную службу через ЕИС.

«Известия» направили запросы в Счетную палату и аппарат Андрея Белоусова.

Оформить закупку на ремонт дорог, разработку проектной документации, благоустройство территорий города было возможно, если заказчики находили прямую связь между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие чрезвычайной ситуации, отметил первый заместитель генерального директора электронной торговой площадки «Фабрикант» Владимир Харченко.

— Эти действия спорные, так как подобную взаимосвязь в случае закупки работ тяжело установить, и сама норма предусматривает закупку объема работ для экстренной ликвидации последствий ЧС, — сказал эксперт.

Для участия в конкурсах могли быть особые условия, которым соответствовал только один поставщик, соответственно, он и становился единственным, считает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Денис Домащенко. По его словам, единственный поставщик, имевший прямые контакты с заказчиком, мог заранее составить пакет документов, необходимый для конкурса, таким образом, чтобы отсеять конкурентов.

Также у единственного поставщика, подходящего по всем условиям документации, могли быть более высокие цены именно из-за этих требований, соответственно, другие дешевые аналоги могли просто не проходить по качеству, отсюда и медиана стоимости, отметил Денис Домащенко.