25 сентября закончила работу замечательная выставка в Академии искусств на Университетской набережной "Дорогами Палестины".
Эта #выставка мастеров, которые учились, работали в Императорской Академии художеств и которые оттачивали свое мастерство путешествуя по Святой Земле и на Ближнем Востоке.
Обычно, художники или скульпторы сдавая свою конкурсную работу комиссии, надеются, что жюри Императорской Академии художеств оценит работу. Победителей отправляли в "пенсионерскую" поездку за счет #АкадемииХудожеств на 4 года для изучения #истории Ближнего Востока. Иногда художники сопровождали в путешествиях экспедиции для зарисовок, иногда выполняли поручения по зарисовкам и подготовкам альбомов для Академии.
На этой масштабной выставке "Дорогами Палестины" (межмузейный проект) можно было наслаждаться работами более 50 русских художников в парадных залах музея Академии художеств (Рафаэлевский, Тициановский и Екатерининский). Это полотна Ильи Репина, Василия Поленова, Валентина Серова, Василия Сурикова, Генриха Семирадского, современных художников, получивших почетное право экспонироваться вместе с великими авторами, скульптурные работы Марка Антокольского и других скульпторов, эскизы к мозаикам, книжные издания, одежда. Эта работы мастеров из коллекций более тридцати музеев, архивов и библиотек России.
Выставка приурочена к 140-летию Императорского Православного Палестинского Общества. С 1882 году Общество ведет активную плодотворную деятельность, направленную на укрепление сотрудничества со странами "библейского региона", а также оказывает содействие совместным усилиям в деле сохранения исторического и культурного наследия Русской Палестины.
Библейская тема всегда занимала особое место в академическом образовании, в учебной программе петербургской Императорской Академии художеств. Программы на библейские сюжеты регулярно задавались воспитанникам академии.
По задумке организаторов выставочного проекта выставка разбита на несколько тематических блоков. Экспозиция выстроена в хронологической последовательности библейских событий, от истории Ветхого, а затем Нового Завета.
В Рафаэлевском зале музея будут представлены ветхозаветные сюжеты.
А также полотна с пейзажами Палестины, с подробными видами храмов и городов. По мнению Палестинского общества наиболее точное описаны пейзажи в работах братьев Чернецовых, которые представлены на этой выставке.
Я хочу немного рассказать о работе Максима Воробьёва "Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме" 1820 года. Это почти научно-исследовательская работа автора, к которой его привлекла Академия для точной зарисовки архитектурных памятников Палестины, а в частности - видов и планов храма Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме, необходимых для проведения работ по реконструкции Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря.Но, в это время в Иерусалиме запретили художникам копировать внутренние интерьеры храма. Максим Воробьёв применил свою смекалку. Он как "паломник" несколько дней ходил в храм и коленопреклоненный "молился" чуть ли не у каждой стены, а в самом деле, он специально "карманным аршином" замерял размеры. Затем зарисовывал образа, «исчислял иконы и лампады каждого исповедания». Вернувшись на родину, Воробьев представил свои труды "Портфель с собранием рисунков" Александру I (картины и зарисовки, связанные с пребыванием на Святой Земле: пейзажи, виды монастырей, храмов и их интерьеры).
Многие художники изображали на своих полотнах Храм Воскрешения Христа. Это и Григорий Чернецов, и брат его, Никанор Чернецов, но самая поздняя работа Василия Поленова "Храм Гроба Господня Внутренний вид" 1882 вдохновила организаторов выставки сделать инсталляцию по картине и оформить выставку в единой стилистике.
В Тициановском зале представлены новозаветные сюжеты:
Здесь же, в Тициановском зале, организаторы выставочного проекта предъявили на суд зрителя инсталляцию "Главный иконостас Исаакиевского собора и витраж по эскизу Николая Бруни".
Картины и скульптуры наших современников, представленные в этом зале, гармонично вписались среди произведений мастеров 18-20 века.
В третьем, Екатерининском зале (ротонде), нашему вниманию представлены: портреты, бюсты, печатные издания, фотоархив о всех, кто причастен к истории Палестинского общества.
Выставка посвящена истории "паломничества" к святыням Иерусалима и Ближнего Востока.
Грамотная развеска произведений и подробное описание об авторе и произведении очень помогает познакомиться с каждым экспонатом на выставке. Минусом может только служить "отсвет" от окон, из-за которого сложно рассмотреть и сфотографировать полотна находящиеся напротив окон из-за бликов. Но, если задержаться на выставке, дождаться когда свет ляжет по другому на картину, просто пройтись по залам ещё раз не спеша, то можно заметить какие-то до этого не замеченные мелочи.
Я специально пришла на экскурсию, но придя чуть пораньше я немного осмотрелась и мне было проще слушать экскурсию, которую проводила волонтер музея Академии художеств. Когда в положенное время волонтер вошла в первый зал, она слегка напугалась такого наплыва посетителей... Но, это не помешала слушать внимательно рассказ гида, а к произведениям можно подойти и попозже и подробно рассмотреть все детали, которые самостоятельно не увидела.
Очень надеюсь, что моя статья дала вам возможность насладиться выставочным проектом, как и мне. Я постараюсь вам рассказывать о выставках, лекциях, концертах и прочих мероприятий в Санкт-Петербурге. Конечно я не смогу в одной статье вам показать все экспонаты выставки "Дорогами Палестины", но надеюсь, что вы немного узнали об этом выставочном проекте.
Благодарю, если дочитали до конца. И если вам понравился материал поставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
#выставки санкт-петербурга #прогулки по санкт-петербургу #палестина #живопись #скульптура