ПСАЛОМ-ПЛАЧ
Псалом 82 - последний из двенадцати в Псалтири, названный в подзаголовке псалмом Асафа. Это песнь/молитва об израильском народе.
Из контекста явствует, что псалом был написан, когда Израиль был в огромной опасности. Конфедерация десяти народов поклялась уничтожить Израиль и стереть его имя с лица земли. Во главе союзнических войск стояли моавитяне и аммонитяне, давние враги Израиля. К ним присоединились идумеяне, амаликитяне и аравийские племена. Дополнительная помощь должна была прийти из Филистии, Тира и даже Ассирии.
Трудно установить время написания псалма, потому что в израильской истории нет письменного свидетельства о каком-либо событии, когда упомянутые здесь народы и племена объединились бы против Израиля. Возможно, это то время, когда Моав и Аммон создали коалицию против Иосафата (2 Пар. 20). Между этим событием и псалмом можно отчетливо проследить много схожего. В тот раз моавитяне и аммонитяне взяли на себя ведущую роль, и к ним присоединились идумеяне и аравитяне. Цель их нападения соответствует намерению, упомянутому в стихе 5. Слава, которую воздали Богу в результате победы Израиля, согласуется с целью молитвы псалмопевца (ст. 17-19). Левит из рода Асафа, Иозиил, призвал готовившихся к сражению иудейских воинов довериться Богу, и вполне возможно, что он является тем звеном, которое связывает этот псалом с Асафом. Однако во 2 Пар. 20 ничего не говорится о семи народах, перечисленных в псалме: измаильтянах, агарянах, Гевале, Амалике, Филистии, Тире и Ассуре [Ассирии; Современный Перевод].
Возможно, псалом отражает эпизод израильской истории, о котором нет письменных свидетельств. Не исключено также, что псалмопевец свел воедино, как бы резюмируя, все силы, которые выступали против Израиля на протяжении какого-то периода времени.
Этот псалом представляет собой народный плач. В момент великой опасности автор от имени народа обращается к Богу с пламенной мольбой. Мы бы назвали этот псалом проклинающим, так как он призывает к суду над Божьими врагами.
Псалом 82 наглядно показывает нам, как поступать с грехом. Враги Господа, в конечном итоге, сливаются с грехом, что и произошло с этими заговорщиками. Нечестивые сделали свой выбор и определили свою участь. Творя зло, они настолько срослись с ним, что разделили его вину и судьбу.
Как же нам молиться о зле?
I. ПРОСИТЬ БОГА РАЗОБРАТЬСЯ С НИМ (ст. 2-9)
Первый шаг, который мы должны сделать, когда сталкиваемся с жестокими врагами, это рассказать о них Богу в молитве.
«Боже! Не премолчи, не безмолвствуй, и не оставайся в покое, Боже! Ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову. Против народа Твоего составили коварный умысел, и совещаются против хранимых Тобою. Сказали: “Пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля”» (ст. 2-5).
В начале молитвы мы видим призыв к Богу помочь Своему народу. Настал критический момент: народ, который Он любит, окружен грешными врагами. Если Он хочет спасти Свой народ, то не может оставаться в бездействии. Он должен выступить в их защиту.
Враги пробудились. Они яростно, энергично движутся по направлению к Израилю, чтобы осуществить свои дьявольские планы. Они - как морские волны, ревущие и пенящиеся. Они горделиво, надменно и самоуверенно подняли головы. На коварных, злонамеренных собраниях они замышляют, как поступить с Божьим народом. Они нацелились на хранимых Господом, тех, кто находится под защитой и покровительством Бога. Их план - навсегда уничтожить Израиль.
Бог назван здесь двумя словами: Элохим и Эл. Псалмопевец просит Всевышнего, Всемогущего спасти Свой народ.
«Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз: селения Едомовы и измаильтяне, Моав и агаряне, Гевал и Амон и Амалик, филистимляне с жителями Тира; и Ассур пристал к ним; они стали мышцею для сынов Лотовых» (ст. 5-8).
Эти народности выступили против Бога, а не только против Его народа. Сила их видна в их заговоре, численности, единстве и продуманных планах. Они “единодушно” выступили против Бога.
Среди ненавидевших Бога автор выделяет десять народов. Идумеяне были потомками Исава (Быт. 36). Измальтяне были потомками Измаила, сына Агари и Авраама (Быт. 16:15, 16). Моавитяне вместе с аммонитянами были потомками Лота (Быт. 19:36-38). Агаряне - это кочевое племя, жившее к востоку от Иордана. Кто такие жители Гевала, точно не известно. Амаликитяне - кочевое племя из рода Исава (Быт. 36:12, 16). Филистимляне - известные финикийские враги Израиля в дни Самуила и Давида. Ассур [ассирийцы] был самой могущественной державой с середины VIII до середины VII вв. до н.э.
Эти враги объединили свои силы, чтобы уничтожить израильтян и навсегда предать их имя забвению. Ими двигала ненависть к Израилю и к Богу Израиля. Они не хотели, чтобы в их среде осталась неприятная память о Боге Яхве. Он обеспечивал победы Израилю в прошлом, и они хотели отомстить за те победы и навеки покончить с Богом и Израилем.
Псалом напоминает нам, что, когда нас окружает зло, самое правильное - это воззвать к помощи Всемогущего Бога. Он обладает мудростью, чтобы дать нам избавление, и Он единственный имеет силу одержать победу над нашими врагами.
II. МОЛИТЬСЯ О ЕГО ИСТРЕБЛЕНИИ (ст. 10-13)
Все благочестивые люди понимают, что зло нужно истреблять. Грех противоречит праведности. Он противопоставляет себя Богу, истине и спасению. Сталкиваясь с грехом, мы должны, как и псалмопевец, молиться о его устранении.
«Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона, которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли. Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом, и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом, которые говорили: “Возьмем себе во владение селения Божии”» (с. 10-13).
В стихе 10 мы видим просьбу о том, чтобы враги Израиля встретили тот же конец, что и мадианитяне, Сисара и Иавин. Как мы знаем из Суд. 7, мадианитяне были разбиты войском Гедеона. Сисару убила Иаиль колом от шатра (Суд. 4:21); Иавин, ханаанский царь, был уничтожен силами Варака (Суд. 4:24).
Битва между войском Варака и хананеями произошла у реки Киссон, возле горы Фавор. Аендор находился в той же местности. Враги Господа были убиты в сражении, и земля пропиталась их кровью. Их тела и кости валялись повсюду и стали удобрением для земли. Иными словами, они сделались ненужными отбросами на тех полях, где обрели смерть.
Стих 12 намекает на уничтожение руководителей мадиамский войск, напавших на Израиль в дни Гедеона. Орив и Зив (Суд. 7:25) были захвачены в плен и убиты ефремлянами. Зевей и Салман (Суд. 8:31) - это мадиамские цари, которых убил сам Гедеон.
Псалмопевец молится, чтобы сердца врагов Израиля освободились от поселившегося там зла. Он просит Бога уничтожить врагов в их злых намерениях, как делал это в прошлом. Его молитва может показаться жестокой и недопустимой для христиан, но не забывайте, что псалмопевец молится о зле, исходившем от нечестивых народов, которые замышляли стереть Израиль с лица земли. Когда зло становится единым целым с врагом, уместно молиться об истреблении зла, которое разрушает Божьи цели и уничтожает Божий народ.
III. МОЛИТЬСЯ О ЕГО ПОСРАМЛЕНИИ (ст. 14-19)
В-третьих, псалмопевец молится о посрамлении и постыжении зла. Разве нам не нужно молиться о том же?
«Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром. Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы, так погони их бурею Твоею, и вихрем Твоим приведи их в смятение. Исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи! Да постыдятся и смятутся навеки, да посрамятся и погибнут. И да познают, что Ты, Которого одного имя - Господь, Всевышний над всею землею» (ст. 14-19).
Описывая, что следует сделать со злодеями, автор использует несколько образов. Пусть они будут, как пыль, подхваченная вихрем. Схожий образ - солома на ветру, то есть нечто бесполезное и уносимое прочь. Еще один образ - огонь, который символизирует преследующий врагов Божий гнев. Ничто не оставляет после себя такого страшного опустошения, как бушующий в лесу пожар. Вездесущее, неукротимое пламя пожирает деревья и траву. В своей молитве автор просит, чтобы Бог вихрем Своего гнева погнал нечестивых и так напугал их, чтобы они убежали и никогда больше не вернулись.
Псалмопевец хочет, чтобы враги пришли в смятение, а планы их сорвались. Он молится, чтобы они получили такой отпор своим замыслам, что стали бы понимать, насколько безнадежны их планы, направленные против всемогущего Бога. Он хочет, чтобы они постыдились и пришли в смятение от того факта, что их планы не удались. Он молится, чтобы их поражение было навеки, чтобы ни они, ни им подобные не попытались когда-либо еще войти в коалицию против Божьего народа.
Он также молится, чтобы смятение тех, до чьих сердец еще можно достучаться, заставило их искать Господа. Желание, чтобы люди пришли к познанию истинного Бога, нужно рассматривать как великодушный жест, хотя он просит о том, чтобы благословение пришло к ним через их поражение и страдание. Все, что ведет людей к знакомству с Богом и имеет своим результатом сохранение Его дружбы и благосклонности, идет им на пользу и, в конечном итоге, является причиной для благодарения.
Следует отметить, что молитва псалмопевца не эгоистична. Он молится не просто об избавлении от той беды, которая может случиться с ним и с людьми вокруг. Он молится, чтобы истинный и живой Бог, наконец, произвел на злодеев впечатление. Он хочет, чтобы они своими глазами увидели проявление Божьей силы, которая не может восходить ни к какому иному источнику, кроме Самого Бога. И тогда, он считает, все люди прославят Его.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что делать, когда злые враги замышляют уничтожить вас? Псалом 82 показывает нам три шага: во-первых, молиться, чтобы Бог что-то сделал в вашей ситуации. Во-вторых, молиться, чтобы Бог истребил зло. В-третьих, молиться, чтобы Бог посрамил зло.
Одно дело - единственный противник, и совсем иное - союз противников. Мы нуждаемся в Божьей помощи, когда предстаем перед одним врагом, и особенно нуждаемся в ней, когда сталкиваемся со многими врагами, которые объединились, чтобы уничтожить нас. Мы участвуем в великой духовной битве против сил зла в этом мире. Что мы можем сделать? Первым шагом, несомненно, является просьба к Богу вести нас в этой битве. Можно также молиться о наказании злодеев, чтобы они поняли ошибочность своих путей и обратились к истинному и живому Богу. Если же они не захотят признать истинного Бога и будут продолжать творить зло, давайте молиться, чтобы их зло было истреблено, а злые намерения посрамлены.
Что еще мы можем сделать? Разве не то, что сделал бы Христос? Он молился о том, чтобы Бог был милостив к Его врагам (Лк. 23:34), но Он также и очистил храм, когда увидел, как дом Отца Его был превращен в воровской притон (Ин. 2:13-17).