В ходе специальной военной операции на Украине прошло уже несколько стадий.
Было стремительное наступление российских войск по всему фронту в первые дни.
Далее, сужение зоны боевых действий до территории ЛНР и ДНР.
Уже случились первые неудачи, как в случае с контрнаступлением ВСУ в районе города Балаклея.
Возникает вопрос, как это соответствует теории военных действий? Нет ли в первых неудачах российских войск фатальных предпосылок?
Мы, гражданские люди, можем рассуждать об этом только ретроспективно, ссылаясь на примеры из прошлого. Я уже приводил вам выдержки из книги С.М.Штеменко «Генеральный штаб в годы войны», где автор описывает будни штабистов во время Великой Отечественной войны.
Применительно к моему вопросу в книге С.М.Штеменко есть несколько эпизодов. Я приведу один из них.
Конец 1943 года. Год оказался успешным для Красной армии. В начале года была окончена Сталинградская битва, в середине года этот успех был закреплён победой на Курской дуге. Советская военная промышленность намного превзошла немецкую по темпам производства боевой техники. Казалось бы, не было никаких препятствий для дальнейшего победоносного движения наших войск.
Но это было бы упрощённым взглядом на события. Преимущество одной из сторон вовсе не исключает успешных активных действий врага. Такая ситуация как раз и сложилась к концу 1943 года.
Чрезвычайно длительное наступление наших войск по всему фронту сказалось на их состоянии: они утомились, требовали пополнения людьми и вооружением. В ходе осенних и зимних боёв 1943 года враг ввёл в дело сильные резервы, и ему удалось временно создать для Красной армии угрозу на Украине, затормозить наступление в Белоруссии, отбить наши удары на подступах к Прибалтике. Таким образом, гитлеровским войскам удалось стабилизировать положение на фронтах.
Это не стало поводом для паники в нашем Генштабе. Там понимали реалии войны. Ставка и Генштаб выполнили серьёзную перегруппировку войск для последующего выполнения стратегических задач на кампанию 1944 года. На эту работу в войсках ушло два-три месяца.
Такая ситуация вполне перекликается с сентябрьским успехом ВСУ под Балаклеей. Нет ничего необычного в том, что врагу удалась его военная операция.
Любая армия может проиграть сражение. Но только русская армия не проигрывает войны.