Иммануил Валлерстайн родился в Нью-Йорке 28 сентября 1930. Впервые заинтересовался мировыми делами в подростковом возрасте в Нью-Йорке, и в то время его особенно интересовало антиколониальное движение в Индии. Изучал социологию в Колумбийском университете в Нью-Йорке (степень бакалавра — 1951, магистерская степень — 1954, докторская степень — 1959). Работал в Колумбийском университете (1958–1971), Университете Мак-Гила (1971–1976), Бингемтонском (1976–1999) и Йельском (с 2000) университетах.
Начав научную карьеру как социолог-африканист, Валлерстайн с 1960-х стал заниматься общей теорией социально-экономического развития. Разработанная им мир-системная теория опирается на предложенные французским историком Фернаном Броделем принципы комплексного исторического анализа. Она синтезирует социологический, исторический и экономический подходы к общественной эволюции.
Валлерстайн отличается огромной научной продуктивностью: им опубликовано более 20 книг и свыше 300 статей.
Главным понятием разработанной Валлерстайном концепции является мир-экономика — система международных связей, основанная на торговле. Тем самым Валлерстайн оспаривает традиционные формационный и цивилизационный подходы к истории, предлагая новую, третью парадигму общественного развития.
Хотя многие обществоведы не соглашаются с Валлерстайном, мир-системная теория оказала огромное влияние на рост интереса к истории как единому глобальному процессу и способствовала рождению исторической глобалистики.
Интеллектуальная биография Валлерстайна
«Моя интеллектуальная биография — это долгий поиск адекватного объяснения современной реальности, чтобы я и другие могли действовать в соответствии с этим. [...] Полагаю, я начал этот поиск, когда учился в средней школе, которая была в Нью-Йорке во время Второй мировой войны. Моя семья была очень политически сознательной, и мировые дела всегда обсуждались в нашем доме. Борьба с нацизмом и фашизмом была нашей главной заботой задолго до Перл-Харбора.
[...] Медленно, в течение примерно двадцати лет, мои взгляды развивались, пока к 1970‑м годам я не начал говорить, что пытаюсь смотреть на мир с точки зрения, которую я назвал «анализ мировых систем». Это потребовало двух важных интеллектуальных решений. Во-первых, выбор «единицы анализа» был решающим. Я все больше осознавал, что вся современная социальная наука предполагает, что государственные границы составляют границы «обществ». Я пришел к убеждению, что это было очень ошибочное предположение. Вместо этого я пришел к выводу, что единственной правдоподобной единицей анализа является «мировая система» или, в более общем смысле, «историческая социальная система». [...]
Я утверждал, что анализ мировых систем ‑ это не теория, а протест против забытых проблем и обманчивых эпистемологий. Это призыв к интеллектуальным изменениям, действительно к «осмыслению» предпосылок социальной науки девятнадцатого века, как я говорю в названии одной из моих книг. Это интеллектуальная задача, которая является и должна быть также политической задачей, потому что — я настаиваю — поиск истины и поиск добра — это всего лишь единый поиск. Если мы хотим двигаться вперед к миру, который по существу является рациональным, в терминологии Макса Вебера, мы не можем пренебрегать ни интеллектуальным, ни политическим вызовом. И мы не можем разделить их на два герметично закрытых контейнера. Мы можем только с трудом продвигаться вперед, одновременно приближаясь к каждому из них».
Переосмысление самого понятия «капитализм»
Пример, который любит приводить ученик Валлерстайна профессор Нью-Йоркского университета Абу-Даби Георгий Дерлугьян: когда специалисты советского Госплана прибыли в получившую независимость Анголу, они обнаружили, что все планы на первую пятилетку за них уже сверстали португальские колонизаторы. Другое дело, что ни с той ни с другой стороны рецепты модернизации не сработали: после того как романтический порыв деколонизации схлынул, Африка погрузилась в пучину кровавых конфликтов. Попытка преодолеть отставание от «цивилизованного мира», пересадив на неподготовленную почву европейские ценности и институты, обернулась еще большим отставанием.
Увидев именно в «долгом шестнадцатом веке» истоки всемирной социальной системы, основанной на резком контрасте между центром и периферией, Валлерстайн полностью переосмыслил само понятие капитализма. Капитализм, утверждается в его главной книге, это не наемный труд и не фабричное промышленное производство — это именно глобальная система неравномерного развития, которая первоначально возникла в Европе, но к середине ХХ века вобрала в себя практически весь мир. То есть капитализм — это мир-система, в которой, в частности, могут сосуществовать разные типы труда: как наемный, так и принудительный.
Иными словами, вся девелопменталистская доктрина с ее стадиями развития (в наиболее привычной для нас версии: первобытнообщинный строй — рабовладение — феодализм — капитализм) отвергалась как таковая. Это, конечно же, незамедлительно закрепило за Валлерстайном репутацию еретика, покусившегося на такие некогда незыблемые догматы, как понятие «способа производства». «Если послевоенные веберианцы думали, что я был слишком марксистом, то „ортодоксальные“ марксисты меня марксистом не считали вовсе — напротив, я был для них „неосмитианцем“», — иронизировал потом Валлерстайн.
На первый взгляд Валлерстайн вновь идет против течения, предлагая именно новую всеобъемлющую теорию общества. Однако автор «Мир-системы» настаивает, что его подход не является ни теорией, ни некоей новой парадигмой социальных наук, а лишь «призывом к спору о парадигме». И надо сказать, что этот призыв незамедлительно нашел отклик: сегодня мир-системные исследования — признанное и вполне институционализированное направление социальных дисциплин. Во всяком случае, время их «больших критиков», о которых Валлерстайн со своим фирменным чувством юмора пишет в предисловии к последнему прижизненному изданию «Мир-системы», точно прошло.
Автор: Алексей Александрович Морозов
Интересно? Еще можно почитать
1) «Величайшим шоком для науки XX века стал тот факт, что систему нельзя понять с помощью анализа. Свойства частей не являются их внутренними свойствами, но могут быть осмыслены лишь в контексте более крупного целого. Таким образом, изменились представления о взаимоотношениях частей и целого. При системном подходе свойства частей могут быть выведены только из организации целого»...
Этот и еще 59 материалов VIKENT.RU по теме Системный анализ
2) Видео: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / МЫШЛЕНИЯ: ИСТОРИЯ И 10 ПРОБЛЕМ (ВИДЕОСЛОВАРЬ VIKENT.RU)
3) Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.
Источники
- Личный сайт И. Валлерстайна https://iwallerstein.com/about/
- Иммануил Валлерстайн. Наброски к мир-системной биографии https://expert.ru/expert/2019/37/immanuil-vallerstajn-nabroski-k-mir-sistemnoj-biografii/
- Биография Иммануила Валлерстайна
https://archipelag.ru/index/biography_wallerstein/
#vikent_ru #Валлерстайн #великиеличности #великиелюди #творческиелюди #творческиеличности #деньрождения