Найти тему

ЧТО ДАЛ КРЕСТ МИРУ И КАК МНОГИЕ ПОЛУЧАЮТ ЧЕРЕЗ НЕГО БЛАГОДЕЯНИЯ, САМИ ТОГО НЕ ОСОЗНАВАЯ

Святитель Амвросий Медиоланский: "Крест Господень доставил спасение роду человеческому: ибо страдание Господа есть наше искупление, смерть Его есть наша жизнь. Для того Он претерпел все напасти, чтобы мы наслаждались всеми благами; для того Он благоволил подвергнуться жестокому мучению, чтобы нам оказать милосердие. Он восхотел быть столь милосердым к нам, что отказывал в милосердии Себе: ибо через крест, взяв все скорби рода человеческого, Он истребил их в Своем страдании, дабы не было более у человека ничего, что бы вредило ему. Итак, велико таинство креста: через него и самый мир сохраняется.

 Когда корабельщики намереваются плыть по морю, то прежде поставляют мачту, распростирают парус, дабы, сделавши образ креста Господня, можно было рассекать волны; и, будучи безопасны под сим знамением Господним, они достигают пристани счастья и избегают опасности смерти. Распростертый на мачте парус служит некоторым изображением таинства, как бы Христос вознесен был на кресте; а потому с неустрашимостью, происходящею от таинства креста, мореплаватели презирают бури ветров и достигают целей своего путешествия. 

 

Как Церковь без креста не может стоять, так и корабль без мачты не тверд: ибо тотчас тревожит его диавол и сокрушает ветер; но, где поставляется знамение креста, там тотчас и враждебная сила диавола отгоняется, и буря ветров утихает. 

Подобным образом и добрый земледелец, приготовляясь возделывать землю и снискивать пищу для поддержания жизни, старается делать это не иначе, как через знамение креста. Когда он подкладывает под плуг сошники (режущая часть плуга, предназначенная для взрыхления почвы), приделывает к нему уши, вкладывает рукоятку, то подражает образу креста: так как состав частей плуга есть некоторое подобие креста Господня. 

И небо расположено по образу креста: разделяясь на четыре части, то есть, на восток и запад, юг и север, оно содержится как бы четырьмя углами креста. Крест изображается также положением человека, поднявшего руки; а потому заповедуется нам во время молитвы поднимать руки вверх, дабы самым положением членов мы исповедали страдание Господа. 

Молитва наша скорее выслушивается тогда, когда и тело наше подражает Христу, с Которым беседует душа. Таким образом, святой Моисей, производивший войну с Амаликом, победил его не оружием, не железом, но руками, поднятыми к Богу, ибо так написано: «когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик» (Исх. 17:11).

Итак, знамением креста Господня разделяется море, возделывается земля, управляется небо, сохраняются люди. Знамением креста Господня отверзается даже преисподняя: ибо когда человек Господь Иисус, носивший крест, погребен был в земле, тогда она, как бы расторгнутая и возделанная Им, произрастила всех находившихся в ней мертвецов".